За последние несколько лет в нашей стране произошли серьёзные социально-экономические изменения, которые привели к тому, что профессиональное самоопределение старшеклассников происходит в иных условиях, чем раньше. Исчезла система распределения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. В связи с этим школьники вынуждены уделять большое внимание выбору профессии и своему профессиональному пути в целом. Появилась необходимого планирования карьеры, и этот процесс следует начать ещё со школьной скамьи.
Одним из основных условий успешной карьеры является правильный выбор профессии.
Во-первых нужно правильно определить свои профессиональные склонности. В этом могут помочь профориентационные тесты.
Во-вторых, следует правильно оценить, свои реальные способности и уровень притязаний, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей карьеры.
В-третьих нужно учесть коньюктуру рынка труда и её ожидаемые изменения, в том числе региональные особенности.
В-четвёртых нужно исходить из реальных возможностей получения образования,
Профессиональное становление личности начинается с того момента, когда человек впервые задумывается о будущей деятельности, пытаясь определить этим круг своих интересов и объём знаний, необходимых для достижения цели. В период начального обучения выбор профессии для ребёнка кажется простым, большинство мальчиков хотят стать моряками, лётчиками, бизнесменами, водителями, а девочки мечтают о профессии учителя, актрисы. Но чем взрослее они становятся, тем сложнее становится проблема выбора профессии. Не случайно выбор профессии называют самым трудным экзаменом в жизни человека.
В службе занятости профориентация юношей и девушек особенно актуальна в период растущей безработицы среди молодёжи. Ситуация на рынке труда во многом зависит от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодня школьники, учащаяся молодёжь /1/.
Учащиеся не готовы адекватно оценить обстановку на рынке труда. Им не хватает объективной информации о требуемых специалистах в регионе. Они не способны оценить свои возможности, а это ведёт к тому, что выбор ВУЗа или другого учебного заведения часто происходит спонтанно, как способ на какое то время укрыться от действительности.
Программы сегодняшней профориентации подростков формируют систему представлений о мире профессий, но неадекватных представлений. Часто складывается ситуация когда профориентированный таким образом подросток, закончив школу, институт, попадает из практики учебной деятельности в практику профессии, и сталкивается с проблемой вторичного самоопределения. Возникает вопрос «к чему же стремится подросток: к социуму, к практической деятельности или к своим представлениям?»/2/.
Для овладения той или иной профессией человеку необходимо иметь определённые индивидуально - психологические возможности, соответствующие требованиям, предъявляемым профессией. В этом случае он легко и быстро может овладеть избранной профессией и адаптироваться к длительной работе, добиваясь при этом высоких результатов. При несоответствии физиологических возможностей человека требованиям, предъявляемым профессией, он либо с трудом овладевает ею, либо добивается определённых успехов, но за счёт перенапряжения собственных сил, что может привести к нервно-соматическим расстройствам, травматизму, кроме того, такие люди, как правило, плохо закрепляются на производстве.
В связи с неудачами в выборе профессии центры занятости вынуждены привлекать значительные дополнительные средства на обучение и трудоустройство молодёжи.
В то же время, проведение специальных занятий по профориентации старшеклассников, студентов, встречи с профконсультантом, способствовали бы снижению уровня безработицы среди молодёжи, уменьшению затрат на обучение и основой для проведения профессионального психологического отбора.
Очень проблематичным для работающего, в школе психолога является обработка результатов в ручную. В процессе рутинной работы не трудно ошибиться и в последствии сделать не правильные выводы. Но в условиях быстрой разработки новых информационных технологий можно радикально упростить интеллектуальную деятельность. Автоматизация психологических методик, используемых в профориентационной работе, значительно упрощает деятельность психолога, а так же дает уверенность в правильности полученных результатов.
Таким образом, актуальность нашей работы заключается именно в потребности внедрения в работу психолога новых автоматизированных методов.
Целью нашей работы является: автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе со старшими школьниками.
Читайте также:
Характерные особенности
социальных сетей
Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX в. это понятие начало активно использоваться на Западе в при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, ...
Историческое преобразование определений предмета
психология
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин:
1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга.
2. В психологии как бы ...
Психологические механизмы формирования интернет-аддикции. Достижение
идеального «Я» в виртуальном образе
Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость. Наиболее сильным провоцирующим фактором в данном случае является набор свойств ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...