Изучение заболеваемости и оказание психиатрической помощи людям на протяжении их жизненного цикла показывают, что одни психические расстройства возникают преимущественно в определенные возрастные периоды, другие могут появиться в любом возрасте, но при этом они имеют особенности, связанные с возрастными возможностями психических процессов и личности на момент заболевания. Клиническая картина болезни при этом проявляется не только на личностном, но и на межличностном пространстве жизнедеятельности больного. Прежде всего, это касается его жизни в семье.
В период раннего детства особенно отчетливо у детей проявляются признаки резидуально-органического поражения головного мозга в виде отставания в психическом развитии или в расстройствах поведения и взаимодействия с членами семьи.
При отставании ребенка в психическом развитии родители, особенно с невысокой образованностью и низким культурным уровнем, мигранты, слабо владеющие русским языком и плохо интегрирующиеся в жизнь российского города, в первое время нередко категорически сопротивляются диагнозам ребенку, высказываемым специалистами даже в предположительной форме. В период дошкольного детства ребенка родители, согласившись с диагнозом врожденная умственная отсталость или задержка психического развития, часто ищут виновного в отставании, обвиняя друг друга с неуклонно нарастающей напряженностью взаимоотношений. При этом стиль воспитания ребенка, особенно со стороны отца, нередко носит неадекватный, чрезмерно требовательный и даже деспотичный характер. Мать обычно занимает более мягкую позицию в воспитании, а бабушка проводит линию потворствующей гиперопеки. Конфликты из-за разногласий в стиле воспитания переходят из родительской подсистемы в супружескую, приводя к супружеской дисгармонии. Отец_постепенно все больше дистанцируется от семейных проблем и в период обучения ребенка в начальных классах коррекционной школы нередко уходит из семьи.
В семьях с достаточно высоким культурным и (или) материальным уровнем жизни после принятия родителями диагноза ребенка следует зачастую гипертрофированный поиск «лучших» специалистов и лечебно-коррекционных и образовательных учреждений с целью «полного выздоровления». Постепенно родители убеждаются, что их ожидания, несмотря на предпринимаемые усилия, не дают полностью желаемого результата, а ребенок все больше времени проводит в специализированных учреждениях и дома бывает все реже, происходит нарастание эмоциональной изоляции ребенка, тем более что у родителей может появиться следующий ребенок, на которого они перенесут всю свою надежду и любовь.
Нарушения поведения, обусловленные резидуально-органическим поражением головного мозга, у детей раннего возраста больше всего проявляются в виде синдрома гиперактивности, повышенной агрессивности, неврозоподобной или аутистической симптоматики.
Проявления расстройств поведения в процессе роста и развития ребенка меняют свои структурные и содержательные характеристики; а стиль воспитания их родителями и прародителями, как правило, остается неизменным. При «демократическом» укладе внутрисемейных отношений чаще наблюдается попустительство или противоречиво непоследовательный стиль воспитания. При «доминантном» укладе преобладает деспотично-авторитарный стиль воспитания. При этом если на первом году жизни младенца близкие родственники достаточно адекватно помогают функционировать диаде мать—дитя, то в период раннего возраста ребенка (по мере нарастания трудностей его поведения) отцы нередко начинают уклоняться от воспитательских функций, погружаясь в работу, хобби, алкоголизацию и пр. В период дошкольного детства в расширенных нуклеарных семьях в процесс воспитания активно подключаются бабушки, ибо матери выходят на работу, а пребывание ребенка в дошкольных детских учреждениях бывает затруднено осложненными отношениями ребенка с ровесниками и воспитателями. Взаимоотношения отца и матери в этот период становятся еще напряженнее и функциональнее, граница между супружеской и родительской подсистемами размывается, а нарушения поведения ребенка еще больше усугубляются.
В дошкольном возрасте у детей начинают проявляться и фиксироваться отдельные поведенческие реакции, свойственные конституциональным психопатиям, психопа-топодобным формированиям личности вследствие негрубого органического поражения головного мозга, либо появляются признаки патохарактерологического формирования личности ребенка под влиянием неудачного стиля его воспитания в семье.
Читайте также:
Проблема развития
коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Одной из наиболее актуальных и важных проблем специальной психологии и педагогики является проблема воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Проблема ЗПР является важной не только для дефектологии, но и для общей пед ...
Достоверность теста
Особой разновидностью валидности является достоверность, которая требует специальных усилий и процедур по ее обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит 6 тестовые результаты сам испытуемый, руково ...
Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской
субкультуры
Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Эти ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...