Для нашей работы было проведено специальное исследование лексического запаса дошкольников. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений №40 и №41 г. Нижнекамска республики Татарстан с мая 2010 года по январь 2011 года. В круг исследования включалось 40 детей старшего дошкольного возраста: из них 21 девочка и 19 мальчиков. Экспериментальную группу составили 20 детей с заключением психолого-медико-педагогической комиссии – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Контрольную группу составили 20 детей, речь которых соответствовала возрастной норме. В период проведения формирующего эксперимента экспериментальная группа была поделена на две подгруппы. С одной группой проводилась коррекционная работа по развитию внимания, с другой – специальная работа по развитию внимания не проводилась.
В ходе исследования соблюдались некоторые условия для получения достоверных результатов:
- установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта обследование проводилось в знакомой ребенку обстановке. Создавались условия, при которых ребенок не испытывал отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работа с ребенком начиналась с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию может свести все усилия экспериментатора на нет.
- В случае быстрого утомления занятия прерывались и ребенок получал возможность походить или сделать физические упражнения.
- Учитывалось требуемое для проведения исследования время. В целом, обследование занимает от 30 до 60 минут.
- Для проведения обследования создавалась подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий).
- Обследование проводилось за столиком, размеры которого соответствовали росту ребенка. Дошкольника не усаживают лицом к окну, чтобы происходящее на улице не отвлекало его.
- Работе экспериментатора с ребенком никто не мешал.
Во время обследования экспериментатор вел протокол и фиксировал:
· предлагаемые задания и уровень их выполнения;
· оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;
· возможности самостоятельного исправления ошибок;
· характер контакта со взрослым;
· отношение к выполнению заданий;
· уровень активности при выполнении заданий.
В эксперимент включались следующие методики:
1. Тест переплетенных линий (См. приложение 1 [14])
Целью являлось определение уровня развития устойчивости внимания.
Нормативы:
высокая устойчивость внимания – равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее);
средняя устойчивость – неравномерный темп выполнения, без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут (или 1-2 ошибки, но быстрее темп);
низкая устойчивость – неравномерный темп выполнения, три (и более) ошибки за время в пределах 1,5-2 минуты
2. Корректурная проба (Тест Бурдона) (См. приложение 2 [14])
Целью является диагностика распределения внимания. Ребенку предлагалось рассмотреть ряды картинок и вычеркивать в каждой строчке такую же, как и первая. Время выполнения 3 минуты.
Нормативы:
высокий темп - менее 2,5 минут;
средний - 2,5-3 минуты;
низкий - 3-5 минут
3. Диагностика особенностей внимания (См. приложение 3 [15])
Целью методики является определение сосредоточенности (концентрации) внимания. Концентрация внимаìния — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта», в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона.
Нормативы
Высокий уровень: за 1-2мин ребенок назвал 15 отличий без ошибок
Средний уровень: ребенок за 2-3 минуты назвал 12-10 отличий, допустив до 3 ошибок.
Низкий уровень: ребенок за 3-4 минуты назвал менее 9 отличий, допустив более 5 ошибок.
Читайте также:
Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании
Многолетняя история изучения особенностей функционирования зрительной системы близоруких людей свидетельствует о том, что миопические нарушения не ограничиваются периферией зрительного анализатора и затрагивают практически все уровни зрит ...
Онтогенез психического развития ребёнка
Современная психология четко различает несколько основных этапов онтогенетического развития. Остановимся кратко на каждом их этих этапов, попытаюсь показать, какой основной формой жизнедеятельности характеризуется каждый из них и к каким ...
Экстраверсия/Интроверсия
Первый тип (суперфактор), выделенный Айзенком, носит название экстраверсия/интроверсия. Термин "экстраверсия", вместе с противоположным ему термином "интроверсия", имеет неодинаковое значение у разных теоретиков. Скаже ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...