В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.
Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [18].
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Но внимание – не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [7].
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.
Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, были С.Л. Рубинштейн [17], Н.Ф. Добрынин [7], Л.С. Выготский [3], П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов [13], Г.А. Урунтаева [21], Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие.
Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко
Наиболее эффективным инструментом развития внимания в старшем дошкольном возрасте является игра. Игра, как основной вид деятельности, интересует ребенка, намного больше, чем скучное задание или упражнение. Игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, что очень важно для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Читайте также:
Методологические основы системы
психолого-педагогического сопровождения
На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают:
· Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход[5],[6],[7], определяющий приоритетность потребностей, целей и ценнос ...
История вопроса
Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости ...
Классификация черт характера
Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям: 1) направленность индивида, система его отношений в социуме; 2) особенности волевой регуляции; 3) эмоциональные особенности; 4) интеллектуальны ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...