4) конъюнктура рынка труда;
5) возможности индивидуальной деятельности и организации малого бизнеса.
Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций учащиеся получают информацию по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и условиям труда), «Человек и профессия» (понятия «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), «Здоровье и выбор профессии» и др.
При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10-15 минут (оптимальная продолжительность консультации – 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, карточками-заданиями), различными справочниками, информационными картами, описаниями профессий в виде отдельных профессиограмм; аудио- и видеотехникой.
Для достижения цели консультант не только снабжает учащихся информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие вопросы задавать специалистам и т.п.
На информационную ценность групповых справочно-информационных консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию «из первых рук».
В процессе консультирования молодежи можно использовать различные информационные материалы, развивающего характера. Например, это могут быть различные квалификации, упорядочивающие мир профессий. Хорошо зарекомендовала себя в практике профессиональной ориентации школьников классификация профессий по предмету труда разработанная Е.А. Климовым. Эта классификация может быть дополнена конкретными примерами сфер деятельности и профессий иллюстрирующих каждый психологический тип («человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»).
Информационная консультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции консультанта: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы, возникающие у слушателей.
В ходе проведения групповой справочно-информационной консультации возможно применение методов профессиональной диагностики. С помощью методик ДДО, ОПГ, анкеты «Ориентация», можно выявить направленность учащихся на один или несколько типов профессий, соответствующих квалификации профессий по предмету труда, разработанной Е.А. Климовым.
На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие вопросы.
При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература. Кроме того, в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии «Мир профессий» /17,19,20/.
Этапы проведения групповой справочно-информационной консультации.
1) Установление контакта с группой.
2) Оперативное получение информации о профессиональных интересах и склонностях слушателей посредством применения диагностических методик.
Читайте также:
Отношение родителей к болезни ребенка
Уже было сказано, что представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за ра ...
Национально-психологические особенности характера
Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде - социальный тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то, что определяет общий стиль жизнедеяте ...
Методика сопровождения ребенка в социальных сетях
В ключевых стратегических документах, определяющих направления развития современного образования, указывается особая роль дополнительных образовательных программ, позволяющих содержательно и технологически организовать процессы проектиров ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...