1) при возникновении у оптанта потребности в профессиональном самоопределении;
2) при выборе профиля обучения, переобучения (если существуют реальные возможности выбора);
3) возникновении потребности оптанта в профессиональном становлении, разработке этапов построения профессиональной карьеры, коррекции профессионально важных качеств;
4) при необходимости выявления и диагностики успешности освоения различных профессий.
Примером конкретной реализации предложенного выше подхода является использование следующих методик, рекомендуемых на этапах первичной и углубленной профдиагностики.
Блок первичной профдиагностики – интересы, склонности, направленность по типам профессий и видам деятельности:
а) дифференциально-диагностический опросник (ДДО);
б) опросник «Ориентация»;
в) опросник профессиональной готовности (ОПГ);
г) методика «Карта интересов»;
д) анкета «Изучение профессиональных намерений».
Блок углубленной профдиагностики:
а) опросник профессиональных предпочтений Дж.Холланда (ОПП);
б) опросник терминальных ценностей (ОтеЦ);
в) личностный опросник Г.Айзенка (EPI);
г) направленность личности (общая и профессиональная), жизненные ценности;
д) профессионально важные характеристики личности;
е) взаимосвязь с общей направленностью и устойчивой склонностью личности к определенной деятельности;
ж) профессионально важные психофизиологические функции и качества.
Итоговым результатом на данном этапе профконсультационной работы может быть описание тех особенностей личности, которые должны стать предметом коррекции в социально-психологическом тренинге (проведение его возможно через факультатив в школе и «Клубы ищущих работу» в службе занятости) для дальнейшей оптимизации выработки совместного решения по окончательному выбору профессии.
Завершающим этапом работы является заключительная корректирующая профконсультация. Предварительный анализ данных психологического обследования, наблюдения профконсультанта, беседы с оптантом дают вполне обоснованный материал для создания портрета личности оптанта, познания его склонностей, способностей, мотивации поведения, что позволяет в ходе заключительной беседы раскрыть клиенту его сильные и слабые стороны, обсудить ряд профессий где эти стороны он может реализовать. В конце ученик сам выбирает оптимальный для него тип учебного заведения, профессию /21,22/.
Читайте также: