Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.
Рассказ. Его применяют при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности; о достижениях в развитии отдельных отраслей народного хозяйства и др.
Объяснение используют для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций. При этом учитель вводит новые понятия и термины (профессия, специальность, предмет труда, орудия труда и т.д.), показывает новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами, оборудованием, демонстрирует учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы.
Профориентационная беседа – наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Готовить ее надо заранее. В процессе подготовки учащимся выдают задание, например собрать информацию о данной профессии (из бесед с родителями, знакомыми, используя литературные источники, передачи по радио и телевидению, и др.). Затем эти собранные учащимися сведения учитель использует на уроке.
Самостоятельное изучение школьниками сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. Отсутствие же самостоятельной работы учащихся ведет к формализму в знаниях. Развитию мышления учащихся и сознательному усвоению знаний способствует использование в беседе проблемных ситуаций и эвристических вопросов.
Экскурсия – одна из важнейших форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями различных предприятий промышленности. Для успешного проведения экскурсии надо четко определить ее тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель, дату проведения. Выделяют три ее этапа: подготовка, проведение и подведение итогов экскурсии.
В подготовке учителя к экскурсии значительное место занимает планирование. Оно позволяет провести ее в соответствии с поставленными целями. Планируют экскурсии в начале учебного года. При этом внимательно изучают школьную программу по труду, в которой определен не только объем знаний, подлежащих усвоению учащимися каждого класса, но и даны указания о характере изучаемого в ходе экскурсии объекта.
С интересом, как правило, проходят на экскурсиях встречи учащихся с передовиками или новаторами производства, рассказывающими о своей работе, об успехах своих и товарищей по цеху. В ходе заключительной беседы экскурсовод отвечает на вопросы учащихся. По окончании экскурсии школьники составляют отчеты. Их проверяет учитель и затем подводит итоги экскурсии /4,14,15/.
Читайте также:
Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению
Серьезная работа с родителями слепоглухих детей, направленная на решение их психологических проблем, в нашей стране только-только набирает обороты: проводятся семинары и «круглые столы» для родителей, выпускаются информационные материалы. ...
Общие стратегии нормализации жизни семьи
слепой ребенок семья развитие
• Не замыкайтесь в своем горе. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастье. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негатив ...
Понятие слухоречевой памяти, её процессы и
механизмы
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой [11].
Слуховая память - образная память, связанная с де ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...