Успешной реализации профессиональной ориентации подрастающих поколений способствует обеспечение школ профессиограммами различных профессий. Профессия – официально указанное занятие – "род деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и служащий источником существования".
Профессиография – одна из важнейших отраслей профессиологии, которая изучает профессиональную деятельность людей. В задачи профессиологии входит описание профессий или специальностей, основных требований, которые они предъявляют к человеку, его психофизиологическим и физическим качествам, а также факторы, обуславливающие успешность или не успешность, удовлетворённость личности данной профессиональной деятельностью.
Комплексное, систематизированное, многостороннее описание конкретного вида работы, предназначенное для проведения психологического изучения труда и использования в дальнейшей практической деятельности, называют психологической профессиограммой. Профессиограммы применяют для ознакомления школьников с различными профессиями в процессе профпросвещения.
К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание школьников, относятся:
1) урок в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а также с демонстрацией по ходу урока или лабораторно-практические занятия;
2) профинформационный урок;
3) экскурсия на предприятия и в профессиональные учебные заведения;
4) выставки передового опыта;
5) встречи со специалистами и передовиками производства;
6) участия в днях открытых дверей в СПТУ и других профессиональных учебных заведениях;
7) тематические, литературно-художественные вечера, устные журналы.
Ведущей формой организаций профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок в учебных мастерских. В ходе урока в зависимости от его содержания решают следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии; формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; выявление и формирование правильной мотивации выбора направления профессиональной деятельности, положительного и равного отношения к различным видам трудовой деятельности; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, инициативы и научного мышления; воспитание у учащихся потребности в постоянном самообразовании, самооценке и учете своих реальных возможностей; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с психофизиологическими особенностями личности и учетом потребностей общества.
Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультации.
Читайте также:
Определение и содержание понятия «коммуникативная компетентность»
Если отталкиваться от слов, образующих понятие «коммуникативная компетентность» («компетентность в общении»), то:
При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и на ...
Семья - как малая социальная группа
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отнош ...
Психологические особенности личности, склонной к аддиктивному поведению
Б. Сегал выделяет следующие психологические особенности личности с аддиктивными формами поведения:
1. Снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
2. Скрытый комплекс неполноц ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...