Успешной реализации профессиональной ориентации подрастающих поколений способствует обеспечение школ профессиограммами различных профессий. Профессия – официально указанное занятие – "род деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и служащий источником существования".
Профессиография – одна из важнейших отраслей профессиологии, которая изучает профессиональную деятельность людей. В задачи профессиологии входит описание профессий или специальностей, основных требований, которые они предъявляют к человеку, его психофизиологическим и физическим качествам, а также факторы, обуславливающие успешность или не успешность, удовлетворённость личности данной профессиональной деятельностью.
Комплексное, систематизированное, многостороннее описание конкретного вида работы, предназначенное для проведения психологического изучения труда и использования в дальнейшей практической деятельности, называют психологической профессиограммой. Профессиограммы применяют для ознакомления школьников с различными профессиями в процессе профпросвещения.
К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание школьников, относятся:
1) урок в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а также с демонстрацией по ходу урока или лабораторно-практические занятия;
2) профинформационный урок;
3) экскурсия на предприятия и в профессиональные учебные заведения;
4) выставки передового опыта;
5) встречи со специалистами и передовиками производства;
6) участия в днях открытых дверей в СПТУ и других профессиональных учебных заведениях;
7) тематические, литературно-художественные вечера, устные журналы.
Ведущей формой организаций профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок в учебных мастерских. В ходе урока в зависимости от его содержания решают следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии; формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; выявление и формирование правильной мотивации выбора направления профессиональной деятельности, положительного и равного отношения к различным видам трудовой деятельности; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, инициативы и научного мышления; воспитание у учащихся потребности в постоянном самообразовании, самооценке и учете своих реальных возможностей; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с психофизиологическими особенностями личности и учетом потребностей общества.
Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе осуществляются лишь отдельные элементы предварительной психодиагностики в целях профконсультации, и в этом случае психодиагностика является составляющей профконсультации.
Читайте также:
Этапы формирования и функции потребностей
Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В.М. и И.В. Ривиных).
1-я стадия–латентная или стадия формирования потребности, в течение котор ...
Общение с собой как способ преодоления «критических» ситуаций
Мы знаем, что на внешнее можно повлиять своим поведением, изменить его. По отношению же ко внутреннему мы вынуждены оставаться бессильными, так как не знаем с какой стороны подступиться, как на него воздействовать. Но это только представл ...
Постнатальный период развития
Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений ЦНС играют наибольшую роль нейроинфекции.
Наши собственные наблюдения над детьми раннего возраста, ретроспективный анализ акушерского анамнеза и анамнеза ж ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...