Объектом исследования являются ученики 8 класса МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района и их родители.
В ходе диагностики было опрошено 40 человек (20 подростков и 20 родителей).
Данное исследование проходило в три этапа.
1. Диагностика учащихся.
Для диагностики подростков использовались следующие методики: «Характерологический опросник» К. Леонгарда и «Методика диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, адаптированная
А.К. Осницким.
Данные методики предъявлялись учащимся в четверг – наименее загруженный учебными предметами – с недельным интервалом. При этом все преподаватели были предупреждены о проходящем исследовании, с целью обеспечения максимального психологического комфорта подростков.
2. Диагностика родителей учащихся.
Родителям учащихся предлагался «Опросник анализа семейного воспитания» Э.Г. Эйденмиллера (АСВ).
Цель данного исследования родителей подростков – определить стиль семейного воспитания. Каждому человеку предоставлялся ряд вопросов, на которые им необходимо было ответить индивидуально.
В итоге необходимо было определить, как стиль семейного воспитания влияет на дисгармонизацию характера подростков.
3. Анализ полученных результатов.
Анализ результатов «Характерологический опросник» К. Леонгарда представлен на рисунке№1.
Рис.1 Результаты изучения типов акцентуаций характера у подростков.
Как видно из Рис.1 в данном коллективе подростков значительно преобладает демонстративный тип характера. Людей с демонстративным типом характеризует легкость установления контактов, стремление к лидерству, жаждой власти и похвалы, склонность к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью. Этот тип демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам. Такие люди раздражают окружающих своей самоуверенностью, высоким уровнем притязаний. Систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обвинительны, артистичны, обходительны, проявляют неординарность в мышлении и поступках.
Анализ диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки представлен на рисунке №2.
Рис.2 Результаты изучения агрессивности подростков.
Проведя качественный анализ видно, что в данной группе подростков преобладают косвенная агрессия и обида. Подростки с косвенной агрессией используют окольные пути, направленные против лиц - сплетни, шутки и проявления не направленных, неупорядоченных, взрывов ярости.
Подростки с преобладающей обидой - проявляют зависть, ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольство кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.
При этом агрессия преобладает у подростков с возбудимой, гипертимной и демонстративной акцентуациями характера, а обида – у подростков с тревожными, эмотивными и педантичными акцентуациями.
Проанализировав результаты исследования стиля семейного воспитания, мы видим, что в семье, где преобладает гипопротекция или доминирующая гиперпротекция у подростков формируется гипертимная акцентуация характера – безответственность, неумение спокойно анализировать, агрессивность; при гиперпротекции и эмоциональном отвержении – быстрая смена настроения от «мировой скорби» к безудержному веселью, раздражение. Истероидная акцентуация формируется при потворствующей гиперпротекции, шизоидная – при жестоких взаимоотношениях в семье. При унижении подростка родными и близкими формируется циклоидный тип характера [Приложение 4].
Таким образом, данным исследованием мы доказали, что стиль семейного воспитания влияет на дисгармонизацию характера подростков.
Читайте также:
Индивидуальность человека
Как только австралопитек прошел все стадии развития и стал человеком, то он тут же стал замечать, что нет похожих друг на друга людей. Все они отличались не только внешностью, то есть физиологически, но и психологически. Это различия и в ...
Судебно-психологическая экспертиза
Судебно-психологическая экспертиза – это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом-психологом – в отношении человека или ситуации. СПЭ назначается определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и ...
Альтернативные точки зрения на феномены зависимости
от интернета
Состояние проблемы можно рассмотреть в контексте Научного симпозиума "Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития", который был проведен 10 июня 2009 года [36]. Он
прошел в рамках одноименного совместного п ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...