Как только австралопитек прошел все стадии развития и стал человеком, то он тут же стал замечать, что нет похожих друг на друга людей. Все они отличались не только внешностью, то есть физиологически, но и психологически. Это различия и в эмоциональной, и в волевой, и в интеллектуальной, и в мотивационной сферах и т.д. Разнообразное сочетание таких различий теоретически может приводить, очевидно, к бесчисленному появлению неповторимых личностей, индивидуальностей.
Проблема индивидуальности человека широко обсуждалась и по-прежнему обсуждается в отечественной психологической, социологической и философской литературе. Однако, как и по другим вопросам, единства взглядов на сущность этого понятия до сих пор нет. Некоторые ученые (Г.М. Гак,1967; И.С. Кон, 1967; В.П. Тугаринов, 1965) понимают под индивидуальностью единичность, неповторимость, уникальность человека при его сравнении с другими людьми. Однако И.И. Резвицкий утверждает, что сведение её только к неповторимости, уникальности значительно обедняет научный анализ феномена. По мнению исследователя, определение индивидуальности через выделение её отдельных признаков (неповторимость, единичность и др.) – необходимое, но не достаточное условие, поскольку они не дают возможности раскрыть её внутреннюю структуру, выяснить общие механизмы её функционирования и развития, определить её место в общественной структуре. Единичное, согласно И.И Резвицкому, есть лишь предпосылка индивидуальности, в то время как общее – её содержательная основа, сущность. Индивидуальность личности выражается в бытии, хотя и не есть его форма. В то же время нельзя отрицать, что она формируется не только под влиянием генетически предопределенных свойств, но и социального бытия человека. В этом отношении попытки свести индивидуальность человека только к биологическому, как-то в своё время сделали Л.С. Выготский (1926) или П.П. Блонский (1964), писавший, что «индивидуальность есть своеобразная комбинация отдельных признаков, полученных по наследственности», или только к социальному (Н.К. Михайловский (1911), который полагал, что индивидуальность – это совокупность черт, присущих человеку как социальному феномену), представляются методологически ошибочными. Индивидуальность характеризует, прежде всего, особенности человека как личности, а особенности его бытия – это и следствие индивидуальности человека, и её причина.
С.Л. Рубинштейн писал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. (с 210,1)
Большое место индивидуальности человека уделял в своих работах Б.Г. Ананьев (1969). Он видел в ней целостность, внутреннюю замкнутость свойств человека, их взаимосвязанность. Индивидуальность, по Б.Г. Ананьеву, не сводится к отдельным свойствам персоны или к их совокупности, а относится к человеку в целом. Соответственно и понятие индивидуальности фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта: свойств индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных и др. отношений) и субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности).
В каждой из этих подструктур существуют индивидуальные различия, которые отражают неповторимость, уникальность человека, однако они не могут рассматриваться в качестве критериев индивидуальности как целостного феномена. Индивидуальность человека – сложное многоуровневое и многоструктурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое.
Читайте также:
Развитие познавательных процессов у младших школьников
Восприятие – процесс приема и переработки младшим школьником различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Этот процесс завершается формированием образа.
Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами воспри ...
Юность, её характерные
психологические особенности
Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительн ...
Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения
старшеклассников
Как же осуществляется психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников?
Прежде всего, определим, что же такое психологическое сопровождение. Согласно «словарю русского языка» «сопровождать - ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...