Судебно-психологическая экспертиза

Информация » Судебно-психологическая экспертиза

Страница 1

Судебно-психологическая экспертиза – это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом-психологом – в отношении человека или ситуации. СПЭ назначается определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу, а именно заключения эксперта – психолога.

Судебно-психологическая экспертиза является комплексным психологическим исследованием с использованием широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных судом перед экспертизой вопросов.

В процессуально содержательном плане различают следующие типы экспертиз:

1. по месту проведения (амбулаторная, стационарная, в суде);

2. по формально-процессуальному аспекту (первичная, дополнительная, повторная);

3. по процессуальному положению подэкспертного (экспертиза обвиняемого, экспертиза потерпевшего, экспертиза свидетелей и т.д.).

Изложение результатов экспертизы начинается с данных психобиографического исследования, подчеркивая те сведения, которые имеют непосредственное отношение к решению поставленных судом перед экспертом вопросами. Формулировка ответов на вопросы должны осуществляться на основе результатов конкретного обследования и делаться в целенаправленной форме, закономерно отражающей все предшествующие обсуждения и не вызывающей сомнений в резюмированном обобщении.

1. Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, проведенное экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей его проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу.

Предметом судебно-психологической экспертизы является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу.

Объектом судебно-психологической экспертизы является психологическая деятельность здорового человека.

В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля).

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

1. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, руководить ими;

2. установление способности обвиняемых, потерпевших и свидетелей адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

3. Установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних), правильно понимать характер и значение совершенных с ними действий и оказывать сопротивление.

4. Установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

5. Установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством а период. предшествовавший его смерти, психического состояния, предполагавшего к самоубийству, и определению возможных причин возникновения этого состояния;

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Связь потребности и установки
Потребность определяется Дмитрием Николаевичем Узнадзе как психофизическое состояние организма, выражающее нужду в чем-либо, лежащем вне организма. Если бы у организма не возникало потребностей, то он бы оставался недвижим. Потребность да ...

Личностные изменения ребенка, возникающие при поступлении в школу
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется ...

Характерные особенности социальных сетей
Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX в. это понятие начало активно использоваться на Западе в при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта