Под умственными, интеллектуальными способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. [40]
В психодиагностике об интеллектуальных способностях чаще всего судят по уровню развития интеллекта.
В отечественной психологии под интеллектом понимают «относительно устойчивую структуру умственных способностей». [26]
В. Н. Дружинин различает несколько подходов к исследованию интеллекта.
1. Психометрический подход в его факторном варианте. Основной представитель английский психолог Ч. Спирмен, который предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют некий общий фактор - общая способность (G-фактор) и фактор, специфический для данной деятельности (S-фактор). Спирмен полагал, что интеллект не зависит от личностных черт человека и не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижения, тревожность и т.д.). [21]
Критики концепции Спирмена (в частности, Торндайк) отрицали наличие общей умственной способности и считали, что существует множество независимых способностей (от 3 до 120 факторов). Позже была обнаружена ошибочность его расчетов Айзенком и Спирменом, которые подвергли статистической обработке данные Торндайка, и выявили в данных общий фактор интеллекта. [21]
Дж. Гилфорд, систематизируя результаты своих исследований в области общих способностей, предложил «трехмерную модель интеллекта». В основу этой модели Гилфорд положил три переменные: умственные операции, особенности материала, используемого в тестах, и полученный интеллектуальный продукт. Каждый фактор характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. [61]
Д. Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщенности к культуре, любознательности, двигательной активности. Модель Д. Векслера включает три уровня:
а) уровень общего интеллекта;
б) уровень «групповых» факторов, а именно: невербальный интеллект и вербальный интеллект;
в) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам. [22]
2. Монометрический подход. Наиболее ярким и последовательным представителем является Г. Ю. Айзенк, который выделяет биологический интеллект (особенности функционирования структур головного мозга, отвечающих за познавательную активность), психометрический интеллект (измеряется тестами IQ) и социальный интеллект (способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества). [21]
3. Когнитивные модели интеллекта имеют косвенное отношение к психологии способности. Очень редко представители когнитивного подхода выходят на проблемы индивидуальных различий. [21]
М. А. Холодная наиболее перспективным считает структурно-интегративный подход в изучении интеллекта и умственного развития, при котором носителем свойств интеллекта является индивидуальный ментальный (умственный) опыт, включающий ментальные структуры (системы психических образований), ментальное пространство (динамическая форма состояния ментального опыта, которая актуализируется в соответствии с решением проблемы). [9]
Читайте также:
Страх и радость одиночества
Одиночество неизбежно, но осознание и принятие этого факта несет свободу · 12 июня 2008 г.
Одиночество — пугающая штука.Так, по крайней мере, его обычно воспринимают. Остаться совершенно одному, без друзей, без любимых, без родственников ...
Деструктивное влияние манипулятивного воздействия на личность
Как в российской, так и в зарубежной литературе обычно подчеркиваются негативные аспекты манипулятивного способа воздействия и его деструктивное влияние на личность как адресата воздействия, так и на манипулятора. Ю.А. Ермаков считает, чт ...
Задачи воспитания культуры поведения и отношений
Одной из первоочередных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения и отношений. "Программа воспитания и обучения в детском саду" [ 6 ] нацеливает взрослых на воспитание дружеских взаимоотн ...