Интеллектуальные способности одаренных детей

Информация » Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью » Интеллектуальные способности одаренных детей

Страница 3

В. С. Юркевич подчеркивает, что в развитии умственной одаренности большую роль играет познавательная потребность. Данная потребность «вырастает чрезмерно, подавляя все остальные». Средством удовлетворения познавательной потребности является новая информация. Однако, получая новую информацию человек, не угашает познавательную потребность, а только усиливает ее. По мнению В.С. Юркевич познавательная потребность опирается на активность, потребность в процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. [67]

В.С. Юркевич выделяет три уровня развития познавательной потребности:

1. Уровень «Потребность во впечатлениях» – это фундамент познавательной потребности, ее биологической предпосылкой является ориентировочный рефлекс.

2. Уровень «Любознательность» – это социализированная потребность. На данном уровне интерес проявляется не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Своего пика развития любознательность достигает у подростка.

3. Уровень целенаправленной познавательной деятельности. Потребность в познании на этом уровне опосредуется социально значимыми целями. [67]

В.А. Крутецкий, говоря об умственных способностях, выделяет общие и специальные умственные способности. Общие умственные способности - это способности, которые необходимы для выполнения многих видов деятельности. Сюда относятся такие качества ума, как умственная активность, критичность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности. Специальные умственные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности. Эти способности представляют собой единство отдельных частных способностей, например, в составе математических способностей большую роль играет математическая память, способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений. [27]

Н.С. Лейтес под умственными способностями понимает качества ума и некоторые особенности памяти – быстрота и прочность запоминания, которые находят применение во многих видах деятельности. В качестве базовых факторов интеллектуальной одаренности Н.С. Лейтес выделил активность и саморегуляцию. [32]

Н. В. Видинеев под интеллектуальными способностями понимает «умение мыслить в формах лексических (смысловых) значений слов, суждений, умозаключений, понятий, гипотез, теорий и осуществлять обмен мыслями с другими людьми. Интеллектуальные способности человека – это его умение не только перенимать знания, выработанные предшествующими поколениями людей, но и мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно. Интеллектуальные способности человека есть способности его разума совершать переход к новому мышлению в зависимости от изменений в природных и социальных условиях, умение отказываться от знаний, казавшихся раннее истинными». [14]

А. З. Зак выделяет четыре вида умственных способностей:

1. способность анализировать, которая проявляется в воз можности выделять различные стороны, вычленять в предмете различные особенности,

2. способность комбинировать, которая проявляется в возможности создавать различные сочетания предметов или из элементов,

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Развитие мышления
В развитии мышления младших школьников также наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольникам. Анализ ...

Социально-психологическое содержание понятия «гендер»
Как пишет Р. Унгер: «Определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины, возникновения которых еще не известны. Проблема ...

Психологические условия педагогической деятельности и личности учителя
Про деятельность учителей написано много замечательных книг, авторами которых были и ученые – теоретики, и педагоги – практики. Назовем только некоторые известные всем фамилии: В.А. Сухомлинский, Ф.М. Гоноболин, Г.С. Костюк, А.И. Щербаков ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта