Интеллектуальные способности одаренных детей

Информация » Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью » Интеллектуальные способности одаренных детей

Страница 2

Структурно-интегрального подхода в изучении интеллектуального и умственного развития придерживается и Н. И. Чуприкова. В ее исследованиях в качестве основы интеллектуального развития рассматривается процесс становления репрезентативных когнитивных структур (внутренних психологических абстрактно-обобщенных когнитивных схем), которые складываются в процессе жизни и обучения у человека и являются не только системой хранения информации в виде обобщенно-абстрактных продуктов, но и средством сознания, умственной переработки информации. [9]

Существует несколько качеств интеллекта, которые у различных людей могут быть развиты не в одной и той же степени:

1. Ясность ума – простота и искренность мысли, отсутствие в ней какого-либо рода запутанности.

2. Логичность ума – строгая последовательность, системность в мышлении.

3. Сообразительность – быстрота умственной ориентировки, быстрое вникание в материал, скорость решения задач.

4. Глубина ума, или вдумчивость – способность познавать в предметах и явлениях наиболее существенное, часто скрытое и замаскированное.

5. Широта ума – способность мыслить с учетом всех сторон вопроса.

6. Гибкость, или пластичность ума – отсутствие шаблонности, стереотипности, способность к изменению хода мышления, если этого требуют объективные данные.

7. Самостоятельность и оригинальность – новизна, самобытный творческий характер умственной деятельности.

8. Критичность ума – отсутствие непроверенных предвзятых суждений, тщательная аргументация, серьезное отношение к возражениям, которые должны быть тщательно рассмотрены, прежде чем их опровергать. [31]

С.Л. Рубинштейн в структуре всякой актуальной умственной способности выделяет два взаимосвязанных компонента:

Во-первых, это более или менее слаженная и отработанная совокупность операций – способов, которыми осуществляется соответствующая деятельность;

Во-вторых, это качество психических процессов, которые регулируют функционирование этих операций. [50]

И. С. Якиманская подчеркивает, что любая умственная способность имеет сложную структуру. В состав умственной способности входят как общие, так и специальные предпосылки, конкретное сочетание которых (ведущее влияние одних при несовершенстве других) и определяет чувствительность к обучению соответствующему виду деятельности. К общим предпосылкам развития умственных способностей И. С. Якиманская относит:

1. Умственную активность, которая выражается в повышенной любознательности, широком интересе к различным видам деятельности. Характеризуется:

а) постоянной потребностью в деятельности,

б) уровнем напряженности самих действий.

2. Высокую работоспособность, тесно связанную с умственной активностью и проявляющуюся в интеллектуальной выносливости, в постоянной готовности к овладению знаниями, в умении систематически и упорно работать.

3. Саморегуляцию учебной деятельности, проявляющуюся не только в особенностях поведения (самообладания или импульсивности), но и в характере, направленности умственных усилий на выполнение учебной задачи. [68]

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Методологические предпосылки концепций двойной детерминации развития личности
асмолов психолог личность наследственность З. Фрейд и В. Штерн по праву считаются классиками современной психологии личности, а не исследователями, чьи идеи принадлежат лишь истории. Именно поэтому следует со всей тщательностью осмыслить ...

Чувства и внутренние ощущения
Рассмотренная выше функциональная концепция позволяет нам выяснить отличие чувств от внутренних, или органических, ощущений, в частности ощущений голода, жажды, усталости, а также синестезии. Часто такое различение не проводится, и люди г ...

Искусство общения как основа коммуникативной культуры
Общение нельзя отнести к сложному и тем более слабо изученному процессу коммуникации. Все мы без особых затруднений общаемся между собой, влияем друг на друга, с детства владеем речевой деятельностью, как главным средством общения. И, тем ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта