Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Информация » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Страница 4

III.2. Анализ современных программ формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Как уже говорилось выше, "соционоличность" педагогического труда требует высокой степени развития у субъектов этого труда так называемых "интерсоциальных" (социально-перцептивных и коммуникативных) способностей для того, чтобы они могли эффективно выполнять свои функции. Эти функции являются необходимыми и профессионально значимыми качествами личности педагога.

Согласно данным, полученным в работах С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой и др. [106, 115, 117, 121], известно, что педагоги-мастера добиваются высоких результатов в своей работе, прежде всего, за счет того, что превосходят своих коллег с более низкими профессиональными показателями именно в умении лучше организовывать, шире и полнее использовать возможности педагогического общения, способностью содержательно обогащать, активизировать и индивидуализировать этот процесс благодаря развитию у них социально-перцептивных коммуникативных качеств, более высокой общей психологической культуры.

В этой связи со всей очевидностью встает вопрос о необходимости анализа теоретических и прикладных разработок в этой области ведущих психологов и педагогов, что даст возможность глубже вникнуть в суть проблемы и разработать собственную программу.

В теоретическом анализе нами отмечены традиционные и инновационные направления в этой области.

Существуют специализированные методики формирования коммуникативной культуры:

Моделирование - это то, что Н.В. Кузьмина называет "психологическими играми" [115]. Иначе говоря, создаётся ситуация, где один из студентов играет роль учителя, а другие - его учеников, и проигрывается поведение в этой ситуации.

Микропреподавание - пробный урок, очень короткий (10-15 минут), с очень маленькой группой людей (5 человек), иногда с видеозаписью с последующим анализом в аудитории (на каждом микроуроке используется один педагогический прием).

Миникурсы - демонстрации фильмов об уроках опытных учителей. Остановимся на инновационных программах обучения педагогическому общению.

Одной из таких программ является разработанная а Чехословакии "Программа обучения педагогическому общению" С. Выскочиловой и ее коллегами. Они считают, что для облегчения перехода от социальной роли студента к социальной роли преподавателей нужно ввести такое обучение, которое бы было систематическим обучением деятельности, которое должно управляться.

1-м этапом практического обучения является формирование умений социальной коммуникации, умений общения. Оно начинается с рефлексии, с осознания собственного поведения и общения.

Например, студент по заданию преподавателя производит свое общение в той или иной ситуации.

Студентов учат осознавать "слои" общения, отделять его внешнюю, техническую сторону от содержательных характеристик.

Затем идет следующий шаг - установление в сознании студента связи между отношением и его выражением в общении. Студентов учат аналитически подходить к поведению других людей, обращать внимание на значимые детали этого поведения.

2-й этап обязательно осуществляется в аудитории. Он не предполагает еще активного участия студента в педагогическом процессе, задача здесь другая - установить систему взаимоотношений "учитель - ученик".

3-й этап - то, что выше было названо "микроуроками". Здесь уже не только устанавливается система взаимоотношений "учитель - ученик", как на втором этапе, но эти отношения реализуются в активной деятельности будущего учителя в условиях, максимально приближенных к реальным, то есть во всей той системе, которую должен учитывать учитель.

Авторы программы ставят перед собой задачу: Студент должен осознавать взаимодействие своего общения на учеников и в его произвольных, осознанных аспектах и в его неконтролируемых или слабо контролируемых аспектах.

Критерии уровня сформированности общения авторов программы:

1. Содержание словесного воздействия, адекватного его задаче.

2. Понимание психологических особенностей ситуации общения.

3. Формальные качества общения, совершенство его "техники".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Особенности физиологического и психологического развития подростков
Для того чтобы детально и глубоко рассмотреть поставленную проблему, влияние семьи на дисгармонизацию характера подростков, необходимо рассмотреть особенности психологического и физического развития подростков. Подростковый возраст – пер ...

Факторная теория кэттела
Кэттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Вообще черта - наиболее важное у Кэттела понятие. Центральным для Кэттел ...

Негармоничная семья как психогенный фактор. Виды неправильного воспитания
В подростковом возрасте негармоничная семья стоит на первом месте среди психогенных факторов. В гармоничной семье все возрастные трудности, все особенности разных типов акцентуаций в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта