III.2. Анализ современных программ формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Как уже говорилось выше, "соционоличность" педагогического труда требует высокой степени развития у субъектов этого труда так называемых "интерсоциальных" (социально-перцептивных и коммуникативных) способностей для того, чтобы они могли эффективно выполнять свои функции. Эти функции являются необходимыми и профессионально значимыми качествами личности педагога.
Согласно данным, полученным в работах С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой и др. [106, 115, 117, 121], известно, что педагоги-мастера добиваются высоких результатов в своей работе, прежде всего, за счет того, что превосходят своих коллег с более низкими профессиональными показателями именно в умении лучше организовывать, шире и полнее использовать возможности педагогического общения, способностью содержательно обогащать, активизировать и индивидуализировать этот процесс благодаря развитию у них социально-перцептивных коммуникативных качеств, более высокой общей психологической культуры.
В этой связи со всей очевидностью встает вопрос о необходимости анализа теоретических и прикладных разработок в этой области ведущих психологов и педагогов, что даст возможность глубже вникнуть в суть проблемы и разработать собственную программу.
В теоретическом анализе нами отмечены традиционные и инновационные направления в этой области.
Существуют специализированные методики формирования коммуникативной культуры:
Моделирование - это то, что Н.В. Кузьмина называет "психологическими играми" [115]. Иначе говоря, создаётся ситуация, где один из студентов играет роль учителя, а другие - его учеников, и проигрывается поведение в этой ситуации.
Микропреподавание - пробный урок, очень короткий (10-15 минут), с очень маленькой группой людей (5 человек), иногда с видеозаписью с последующим анализом в аудитории (на каждом микроуроке используется один педагогический прием).
Миникурсы - демонстрации фильмов об уроках опытных учителей. Остановимся на инновационных программах обучения педагогическому общению.
Одной из таких программ является разработанная а Чехословакии "Программа обучения педагогическому общению" С. Выскочиловой и ее коллегами. Они считают, что для облегчения перехода от социальной роли студента к социальной роли преподавателей нужно ввести такое обучение, которое бы было систематическим обучением деятельности, которое должно управляться.
1-м этапом практического обучения является формирование умений социальной коммуникации, умений общения. Оно начинается с рефлексии, с осознания собственного поведения и общения.
Например, студент по заданию преподавателя производит свое общение в той или иной ситуации.
Студентов учат осознавать "слои" общения, отделять его внешнюю, техническую сторону от содержательных характеристик.
Затем идет следующий шаг - установление в сознании студента связи между отношением и его выражением в общении. Студентов учат аналитически подходить к поведению других людей, обращать внимание на значимые детали этого поведения.
2-й этап обязательно осуществляется в аудитории. Он не предполагает еще активного участия студента в педагогическом процессе, задача здесь другая - установить систему взаимоотношений "учитель - ученик".
3-й этап - то, что выше было названо "микроуроками". Здесь уже не только устанавливается система взаимоотношений "учитель - ученик", как на втором этапе, но эти отношения реализуются в активной деятельности будущего учителя в условиях, максимально приближенных к реальным, то есть во всей той системе, которую должен учитывать учитель.
Авторы программы ставят перед собой задачу: Студент должен осознавать взаимодействие своего общения на учеников и в его произвольных, осознанных аспектах и в его неконтролируемых или слабо контролируемых аспектах.
Критерии уровня сформированности общения авторов программы:
1. Содержание словесного воздействия, адекватного его задаче.
2. Понимание психологических особенностей ситуации общения.
3. Формальные качества общения, совершенство его "техники".
Читайте также:
Становление отечественной психологии
Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, мы не будем подробно рассматривать историю отечественной пс ...
Внимание как психический процесс
Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.
С тех пор как психология стала отдельной областью знани ...
Темперамент как фактор деятельности
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстро ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...