В психологической литературе можно встретить несколько определений понятия «одаренность»:
1. качественное своеобразие сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Теплов);
2. общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
3. умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
4. совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
5. талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. [26]
К первым исследованиям одаренности можно отнести работы Ф. Гальтона, занимающегося изучением интеллектуальной одаренности. Интеллектуальная одаренность при этом оценивалась на основе измерения коэффициента интеллекта. На таких же позициях стоял Л. Тернер, изучавший различия между детьми с высоким и низким коэффициентом интеллекта. Вплоть до середины нашего столетия одаренность отождествлялась с интеллектом и измерялась с помощью коэффициента интеллекта.
Со временем, однако, стало ясно, что одаренность отличается от интеллекта. Так, Е. П. Торранс отмечал: «Если бы определяли детей как одаренных на основе тестов на интеллект, мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих. Это процентное соотношение верно независимо от того, каким измерением интеллекта мы пользуемся, и какой образовательный уровень мы исследуем – от детского сада до средней школы». [69]
Этого же мнения придерживаются отечественные психологи. Так, Н. Д. Левитов указывает: «Говоря об одаренности, всегда мы имеем в виду сочетание способностей, однако этим термином подчеркивается еще их творческий характер. Если человек точно и быстро выполняет работу, не проявляя при этом никакого творчества, едва ли можно назвать его одаренным. Одаренные дети, как и взрослые, отличаются тем, что проявляют способность к творческой деятельности». [31]
В отечественной психологической науке, как уже было отмечено выше, проблема одаренности рассматривалась в связи с проблемой одаренности. Это работы Б. Г. Ананьева, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и других отечественных психологов.
Часто слова «одаренный» и «талантливый» употребляют как синонимы. При совместном употреблении термины «одаренный» и «талантливый» выступают как род и вид. Всякий талантливый ребенок является вместе с тем и одаренным, но не каждый одаренный может быть назван талантливым. Некоторым одаренным детям еще предстоит достичь уровня талантливости, но не всем это удается. [16]
В. Э. Чуднов и В.С. Юркевич подчеркивают, что «понимание одаренности, как только интеллектуальной характеристики, не соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей человека. Одарен, необычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность». [58]
Одаренность – это совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, - это не только интеллект, но и во взаимодействии с ним все другие свойства и особенности личности. [59]
С. Л. Рубинштейн указывает на то, что в общую одаренность включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д.». [50]
Показателями одаренности, по мнению С. Л. Рубинштейна, могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения, широта переноса, время проявления способностей.
С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности. [50]
Н. С. Лейтес под одаренностью понимает своеобразное сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют, и выделяет основополагающий фактор одаренности – повышенная потребность в умственной деятельности: склонность к интенсивному труду, к умственному напряжению. [33]
И. А. Курбатова считает, что в основе одаренности лежит интеллектуальная активность наряду с саморегуляцией. [30]
По мнению Штерна, одаренность определяется требованиями жизни и поставленными ею задачами индивидуального поведения; она является своего рода уровнем и типом реагирования индивида на эти требования. «Одаренность – это общая способность индивида сознательно устанавливать свое мышление на новые требования, это общая способность психического приспособления в новым задачам и условиям жизни». [63]
Ю. З. Гильбух выделяет основные типы одаренности: общую (умственную) и специальную (художественную, социальную, спортивную). Каждая из этих типов включает несколько видов. А каждый из видов, в свою очередь, может рассматриваться как специальная способность. Так, умственная способность делится по предметному признаку на физико-математические (или просто математическая), способность к изучению гуманитарных предметов. Техническая одаренность включает в себя два основных вида: инженерную и одаренность к техническому мастерству. Художественная одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т.д. социальная одаренность включает в себя способность к правовой деятельности, педагогические способности. Все эти типы и виды, подчеркивает Ю. З. Гильбух, не изолированы друг от друга. Все типы одаренности обязательно предполагают определенный уровень развития умственных способностей. [16]
Читайте также:
Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. [5]
Внимание в значительной степени зави ...
Уровень операциональной установки
Операциональная установка есть готовность к осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ситуации разрешения задачи на основе учета условий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающегося на прошлый опыт ...
Психологическая наука в постсоветском Казахстане
Состояние психологической науки в Казахстане в постсоветский этап можно оценить как период значительного подъёма в её развитии. Ныне она непрерывно обогащается новыми научными данными, совершенствуется её понятийный аппарат и методы иссле ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...