11. чувство юмора, повышенный интерес к юмористическим рисункам, пристрастие к шуточным и остроумным рисункам;
12. повышенное чувство ответственности. [41]
Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходиться сталкиваться и со специфическими трудностями. Так, Уитмор выделяет следующие причины уязвимости одаренных детей:
1. Перфекционизм - стремление к совершенству, которое у одаренных детей проявляется очень рано. Для таких детей характерна внутренняя потребность совершенства.
2. Ощущение неудовлетворенности. Критически относятся к собственным достижениям.
3. Нереалистические цели. Часто ставят перед собой завышенные цели, не имея возможности достичь их, они начинают переживать.
4. Сверхчувствительность. Склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Часто воспринимают слова или невербальные сигналы как неприятия себя окружающими.
5. Потребность во внимании взрослых в силу природной, повышенной любознательности и стремления к познанию.
6. Нетерпимость. Склонны выражать нетерпение к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. [41]
Фактически в исследованиях этого направления творческая одаренность описывается через перечисление определенных личностных качеств. Это в определенной мере соответствует задаче диагностики и отбора, но ничего не говорят ни о природе творческой одаренности, ни о путях ее развития.
В современных исследованиях творческой одаренности предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов: эти исследования характеризуются тем, что творческая одаренность признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы. Среди исследований этого направления можно указать работы Дж. Рензули, С. Каплан, Д. Сиск, К. Хеллер и др. Дж. Рензули считает, что одаренность является результатом взаимодействия трех факторов: способности выше среднего, или таланта; приобщенность к задаче; креативность. [69]
Подход к одаренности как к интегральному явлению был осуществлен А. М. Матюшкиным. А.М. Матюшкин считает, что одаренность является психологической предпосылкой творческого развития и становления творческой личности. Он выделяет «интегративную структуру одаренности», которая включает в себя следующие факторы:
1. доминирующая роль познавательной мотивации, которая выражается в форме исследовательской, поисковой активности;
2. исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
3. возможность достижения оригинальных решений; оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемых решений;
4. возможность прогнозировать и предвосхищать, что обеспечивает возможность более быстрого достижения решений;
5. способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность. [37]
К синтетическому подходу в отечественной психологии могут быть отнесены работы Д.Б. Богоявленской, для которой основным показателем творческости является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творческости является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных заданий. [69]
М. А. Холодная выделяет следующие психологические компоненты одаренности:
1. познавательная потребность,
2. интеллект,
3. креативность,
4. мотивационные и личностные качества. [9]
К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд под одаренностью понимают «взаимодействие в определенный фиксированный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (факторов социального окружения), приводящее к возникновению потенциала развития в направлении выдающихся достижений». [9]
Данные авторы придерживаются многофакторной модели одаренности, включающей «индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной или более из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности». [56]
Р. М. Милграм выделила структурную модель одаренности 4 х 4. Данная модель представляет собой попытку операционализировать концепцию одаренности. По Р. М. Милграм, одаренность является результатом комплексного взаимодействия когнитивных, личностно-социальных и социокультурных влияний. Согласно этой модели одаренность описывается в терминах категорий, уровней и сред. Две из четырех категорий раскрывают интеллект (общая и специфическая интеллектуальная способность) и две – оригинальность мышления (общее оригинальное/творческое мышление и специфический творческий талант). Из четырех упорядоченных уровней способностей один характеризует глубокую одаренность, другой – умеренную одаренность, третий – среднюю одаренность, четвертый – отсутствие одаренности. Выделяют три обучающие среды: дом, школа и община, взятые с учетом индивидуальных особенностей. [39]
Читайте также:
Факторная теория кэттела
Кэттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт.
Вообще черта - наиболее важное у Кэттела понятие. Центральным для Кэттел ...
Конфликтные эмоциональные состояния
Стресс (от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилиза ...
Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической
основе
Как субъект действия человек не только созерцает и познаёт, но и изменяет мир, преобразует природу, создаёт предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершить, если бы не представлял себе ясно результата своих действ ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...