В. Э. Чуднов и В. С. Юркевич выделяют два типа детской одаренности:
1. Дети, опережающие в своем развитии сверстников, необыкновенно легко усваивающие человеческий опыт.
2. Одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. [57]
Наряду с обозначенными выше типами, В. Э. Чуднов и В. С. Юркевич выделяют несколько видов одаренности: общая, моторная, социальная (организаторские способности), практическая, школьная (способность к обучению), творческая одаренность. [57]
В многочисленных исследованиях одаренности изучались различные личностные (мотивационные, коммуникативные и др.) характеристики одаренных детей. К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлора, К. Кокса, Э. Роу, Л. В. Шавининой и др. В результате исследований, относящихся к этому направлению, создается обобщенный личностный портрет творчески одаренных людей.
Так, указывается, что для одаренных людей характерны толерантность к неопределенности; готовность к преодолению препятствий; готовность к росту; внутренняя мотивация; умеренная готовность к риску; стремление к признанию; готовность трудиться ради признания. В результате исследований, проведенных на детях, отмечается, что творческие дети в большей мере реагируют на стимулы, более автономны, неконформны, честны, обладают склонностью к игре, спонтанностью и юмором, менее тревожны, менее ригидны, более уверенны в себе, более настойчивы; отмечается также, что в основе этого набора личностных черт лежит большая толерантность к стрессу. [69]
Л. Я. Дорфман и Г. В. Ковалева подчеркивают, что творческие люди характеризуются высокой силой «Я», высокой неадекватной самооценкой и соответствующим ей уровнем притязания.[20]
Комитетом по образованию США было дано определение одаренности, включающее следующие показатели: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому творчеству, психомоторные способности). Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. [41]
В сфере опережающего развития познания выделяют следующие особенности:
1. Широта восприятия. Стремление активно исследовать окружающий мир. Характерно своеобразное любопытство: интересно посмотреть как все устроено.
2. Продолжительный период высокой концентрации внимания и большое упорство в решении той или иной задачи.
3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.
4. «Отличная память», которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
5. Способность к классификации и категоризации информации и опыта, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
6. Часто обладают повышенными математическими способностями.
7. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями. Склонность к изобретению своих собственных слов.
8. Способность справляться с познавательной неопределенностью. Способность воспринимать смысловые неясности. Агрессивно реагируют на навязывание готового ответа.
Личностные особенности одаренных детей:
1. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Опережающее нравственное развитие.
2. Острая реакция на несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и окружающим.
3. Богатая фантазия. Дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут четко развести реальность и фантазию.
4. Хорошо развитое чувство юмора (игра слов, несоответствия).
5. Эмоционально зависимы, нетерпеливы и эмоционально несбалансированны.
6. Легкость образования страхов.
7. Нередко развивается негативная самооценка, мотивация к избеганию неудач.
Физические характеристики одаренности.
1. Высокий энергетический уровень.
2. Низкая продолжительность сна.
3. Моторное развитие отстает от интеллектуального.
4. Астигматизм. Сложно менять фокусное расстояние. [41]
Наряду с особенностями одаренных детей Г. Мелхорн, Х.-Г. Мелхорн выделяют признаки, которые могут служить приметой выдающихся способностей, но отнюдь не гарантируют это. К ним относятся:
1. интерес к умственной деятельности;
2. компетентность, не свойственная возрасту;
3. поиск причин, объяснений, доводов;
4. пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;
5. разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации;
6. обширные знания;
7. хорошая память;
8. богатая фантазия, воображение;
9. пристрастие к играм, требующим сконцентированного внимания и имеющим сложные правила;
10. хорошее владение языком, обширный словарный запас;
Читайте также:
Межличностное
взаимодействие и его типы
В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Взаимодействие определяется как “процесс непосредственно ...
Психологические особенности подростка
Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно ...
Сущность нравственности
Нравственность есть некий порядок, который обеспечивает взаимосвязь духовного и материального. Это та инструкция, которая позволяет духовную суть человека перевести в материальную. Но сама по себе нравственность без наличия первоначальног ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...