Особое внимание авторы уделяют тому, что можно назвать "биомеханикой" - формированию координации моторного поведения и владения своим телом. Понятие "владение своим телом" и "чувствовать свое тело" у них, впрочем, не идентичны:
• владеть, значит уметь достичь нужного результата;
• чувствовать, значит знать, хорошо или плохо я осуществил своё намерение.
Конечная задача здесь - полностью подчинить свое моторное поведение выражению определённого содержания, сделать его автоматическим, превратить совершенную технику общения во внутреннюю потребность.
Первый шаг на этом пути - упражнения на имитацию (но не простое повторение движений другого, а осмысленное, предполагающее проникновение в его переживания, намерения, цели, мотивы). Затем идут упражнения на контакт - в комплексе мимики, жестов, речи, голосовых модуляций; задача - все это согласовать друг с другом и соотнести с содержанием общения.
Наконец, выделяются специальные упражнения на ритм, ощущения пространства, на обработку динамики поведения и т.п.
На кафедре педагогики Полтавского пединститута имени В.Г. Короленко была разработана программа спецкурса "Основы профессионального мастерства".
Целью является углубление знаний студентов о творческой деятельности учителя.
Содержание программы курса включает в себя 12 лекционных тем:
1 курс: Педагогическое мастерство и его значение для совершенствования обучения и воспитания (6 ч.), педагогическая техника (2 ч.), речь учителя в структуре его деятельности (4 ч.).
2 курс: Культура педагогического общения (4 ч.), способы коммуникативного воздействия (4 ч.), педагогическая техника. Приемы педагогического воздействия (2 ч.).
3 курс: Мастерство выдающихся педагогов:
• Мастерство учителя на уроке (4 ч.).
• Мастерство воспитателя.
4курс: Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.
Велик удельный вес практических занятий (78 практических при 42 лекционных). На втором курсе, например, раздел "Практические занятия" представлены темами: "Педагогический такт учителя" (решение практических задач, ролевые игры): внимание, наблюдательность учителя, воображение учителя, убеждение в педагогическом процессе; выразительность речи учителя, приемы педагогического воздействия, анализ образцов работы передовых учителей, наблюдение и анализ общения педагога с аудиторией.
Значительное место в курсе отведено вопросам развития у будущих педагогов нервно-психической сферы (распределенность, непрерывность внимания, наблюдательность - память - точность, быстрота запоминания, длительность удержания, быстрота вспоминания по первому требованию, мышление, самостоятельность, точность суждений, находчивость и изобретательность, критическое отношение к своей и чужой работе, воображение - способность быстро и ярко представить себе тот или иной объект, восстановить неполные впечатления и представления, активная фантазия, художественная чуткость, восприимчивость к красоте).
Программа курса предусматривает ознакомление с умением, позволяющим снять "мышечные зажимы" (скованность движений) и "психологические зажимы" (потеря способности мыслить), с приемами, помогающими освободиться от напряженности или привести себя в любой момент в состояние работоспособности.
Все практические занятия проходят в кабинетах педагогического мастерства. Это лучшие аудитории на факультетах, где используется весь комплекс технических средств. В кабинетах зеркальные стенки для работы над артикуляцией, мимикой, жестами. Студент видит себя и корректирует осанку, выражение лица, движения. Пробный урок или воспитательное мероприятие записывается на видеомагнитофоны, и студент впоследствии может прослушать или посмотреть проведённое им занятие. Преподаватель, руководящий занятием, не прерывает студента - на табло появляются рекомендации типа "говорите громче, тише, быстрее, медленнее, объясните, продемонстрируйте". Световое табло регламента с отсчётом времени и сигналами помогают выработать привычку чувствовать время на отдельных этапах урока.
Завершающим этапом на каждом курсе является зачет, а на последнем - дифференцированный зачет по курсу.
Читайте также:
Структурно-психологический анализ рофессиональной деятельности юриста
Помимо своих социально-психологических особенностей в профессиональной деятельности юриста (оперативного работника, следователя, прокурора) можно выделить ряд обособленных подструктур деятельности. Это позволяет получить более полное пред ...
Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии
Различными исследователями предложено множество определение агрессии, однако ни одно из них не может быть признано исчерпывающим или общеупотребительным.
Авторский коллектив под руководством Н.М.Платоновой, проведя исследование по изучен ...
Психокоррекция и психотерапия детей с церебральными параличами и членов их
семей
Для первичной и вторичной профилактики нервно-психических расстройств у больных с церебральными параличами необходимо создание условий, при которых у детей будут формироваться адекватная самооценка, уверенность в себе и самокритичность, ф ...