Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Информация » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Страница 3

Гуманистические тенденции в обществе, изменившие картину окружающего мира, предъявляют новые требования к личности учителя, врача. Поскольку вся профессиональная деятельность осуществляется через общение, то коммуникативная культура будущего специалиста в последнее время является предметом пристального внимания исследователей.

Понятие "коммуникативная культура" восходит к родовым понятиям "культура" и "коммуникация". Современные исследователи рассматривают культуру в трёх аспектах: аксиологическом, деятельностном и личностном. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Вторая трактовка понятия культуры основывается на деятельностном подходе. Культура рассматривается как специфический (культурный) способ деятельности, как качественная характеристика способов жизнедеятельности человека - как общественной, так и индивидуальной. Личностный подход состоит в рассмотрении культуры как среды, растящей и питающей развитие личности. Учитывая все эти три подхода к определению культуры, мы выделили те её составляющие, которые необходимы для определения понятия "коммуникативная культура будущего специалиста":

1) духовные и нравственные ценности, идеалы и нормы;

2) знания, умения и навыки осуществления профессиональной деятельности;

3) личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе, другому.

Изучив определения и характеристики понятия "коммуникация", мы пришли к выводу, что точного единого определения нет. Но существуют два подхода: коммуникация в узком смысле как передача информации и в широком смысле - как общение между людьми.

Рассмотрев все виды коммуникации в широком смысле слова, мы осознали, что поскольку главный инструмент профессиональной деятельности - это профессиональное общение, постольку успех работы специалиста будет зависеть от уровня культуры его профессионального общения. Поэтому, употребляя термин "коммуникативная культура", мы имеем в виду культуру профессионального общения.

Изучив определения коммуникативной культуры в работах современных исследователей, применив метод сравнительно-сопоставительного анализа дефиниций понятий "культура" и "коммуникация", мы построили структурно-функциональную модель коммуникативной культуры специалиста и сформулировали её определение: Коммуникативная культура - это совокупность личностных коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил профессионального общения, ценностным отношением к обучаемому, знанием собственных коммуникативных качеств и умением владеть педагогической ситуацией. Коммуникативная культура будущего специалиста выполняет следующие функции: информационную, аффективную, регулятивную, мотивационную и рефлексивную.

Поуровневый анализ КК специалиста базируется на критериях гуманистической направленности, структурности и целостности её компонентов. С опорой на эти критерии были выделены уровни развития КК будущего специалиста: уровень коммуникативной грамотности, уровень коммуникативной компетенции, уровень профессиональной коммуникативной компетентности, уровень коммуникативного мастерства.

Развитие КК - перевод будущего специалиста с начального уровня (коммуникативной грамотности) на уровень коммуникативной компетенции - может произойти при определённых необходимых и достаточных условиях.

В процессе изучения философских и психологических определений понятий "развитие" и "условие", анализа психолого-педагогической литературы, обобщения собственных исследований были выделены четыре блока педагогических условий развития КК будущего специалиста: выявление и анализ опыта коммуникативной деятельности (КД) будущего специалиста в результате наблюдения за КД специалистов в профессиональной среде и собственной КД; осознание необходимости развития своей КК на основе изучения и анализа собственных коммуникативных качеств и усвоения теоретических знаний о компонентах и функциях КК будущего специалиста; освоение специального курса развития КК будущего специалиста и составление программы дальнейшего саморазвития. Педагогические условия приведены в систему, обозначены необходимые, достаточные, внешние и внутренние условия развития КК будущего специалиста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Способности личности
Проблема способностей в психологи представляет собой наименее разработанную область по причине ее своеобразной «закрытости». Ее «закрытие», равно как и всей психологии в целом, произошло в 1936 г. после известного постановления ЦК ВКП (б) ...

Причины формирования зависимости от Интернета у подростков
Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают ...

Гендерные теории лидерства
Итак, в предыдущем разделе было показано, что гендерные стереотипы не всегда подтверждаются. Поиск причин различий между лидерами – мужчинами и женщинами – можно обнаружить в ряде теорий. Условно их можно разделить на пять направлений (п ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта