3. Исследование познавательных интересов учащихся.
Профессиональные интересы у подростка формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации. Для этого используются «Карты интересов» [24, c.573], разнообразных модификаций, включающие разное количество вопросов и информационных карт. Наиболее удобна в нашем случае методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока) предложенная Г.В. Резапкиной [26, c.70-73].
4. Исследование взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности.
Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью соответствующих опросников по методике Дж. Голланда, различных модификаций, например: «Определение профессионального типа личности» [26, с. 75-79].
5. Диагностика (специальных) способностей.
Для диагностики применяют наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Для выявления артистических, музыкальных, художественных способностей требуется участие специалистов-экспертов. Одним из признаков способностей является высокая результативность в каком-либо виде деятельности. Чтобы выявить степень развития этих способностей, можно использовать не только тесты специальных способностей, но и некоторые тесты интеллекта, например:
1) тест Р. Амтхауэра, позволяет получить тестовый профиль по трём параметрам: по выраженности гуманитарных, математических и технических способностей.
2) Тест ШТУР позволяет определить выраженность способностей к гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим дисциплинам. Наиболее удобная модификация Школьного теста умственного развития для нашего возраста предложен Г.В. Резапкиной [26,c.98-104] и т.д.
Наиболее рационально предложены методики по диагностике способностей и профессиональной пригодности в книге Г.В. Резапкиной [26, c.93-134]
6. Диагностика профессионально-важных качеств - внимания, памяти, восприятия, ощущения. Она осуществляется по стандартизированным тестам.
7. Диагностика индивидуальных психологических особенностей включает следующие методики: Методики Г. Айзенка (определение темперамента) [24, с.121]; цветовой тест Люшера (настроение, устойчивые черты личности) [ 24, с.92]; Тейлора (измерение уровня тревожности) [ 24, с.64]; методику экспресс-диагностики свойств нервной системы Е.П. Ильина (определение силы-слабости нервных процессов, работоспособности)[ 24, с.528].
Читайте также:
Физиологический и патологический аффекты
Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта - болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.
Приведем схему различительных признаков физиологического ...
Специфика взаимоотношений больного и врача
Выполнение профессиональных обязанностей во врачебной деятельности по утверждениям С.Л. Соловьева требует «вхождения» в ситуацию болезни и ее переживания больным. Болезнь ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непро ...
Эриксон об идентичности
Из всех теорий психологии и психоанализа, появившихся во второй половине ХХ века, пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория психолога Э. Эриксона (1902- 1994). Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, е ...