Особенности развития внимания младших школьников

Информация » Развитие внимания младших школьников » Особенности развития внимания младших школьников

Страница 1

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется поступлением в школу. В настоящее время обучение в школе начинается с 6-7 лет. Школьный коллектив берет на себя ответственность определить готовность ребенка к начальному обучению с помощью различных бесед с психологом.

По мнению Б.Д. Эльконин ребенок, поступая в школу, переходит на новую ступень системы отношений между людьми: у него появляются новые обязанности, связанные с учебной деятельностью. Обучение детей начинается с начальных классов. В этом возрасте для них характерны некоторые особенности физического развития. К этому времени вообще заканчивается окостенение черепа головы, закрываются Роднички, оформляются черепные швы и продолжается изменения скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находится в стадии большой интенсивности [45, с. 26 – 28].

Отличительной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение мышц по объему и значительный рост мышечной силы. Существенным фактором развития психики является совершенствование нервной деятельности. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами. По утверждениям П.П. Блонского чтобы лучше понять особенности внимания детей младшего школьного возраста, нужно понять то, что характерно для их высшей нервной деятельности.

По мнению же Т.Д. Марцинковской процессы возбуждения и торможения в коре полушарий меняются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легким переключением и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте. Существует ошибочное мнение, будто дети младшего возраста отличаются большей наблюдательностью, чем подростки, юноши и даже взрослые люди. Подобное представление возникает иногда потому, что младшие школьники замечают в вещах такие несущественные элементы, на которые взрослые не обращают внимания. Обучение ребенка в школе, сам процесс получения знаний – все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, которая развивается в них, главным образом, на почве возникающих интересов, и, в частности, интереса к учебным занятиям.

По словам В.В. Зеньковского этот интерес у младшего школьника изначально носит диффузный характер, распространен на все, что связано с обучением. В первые месяцы пребывания в школе детей интересуют не столько знания, сколько весь комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности. В дальнейшем обучении интересы у школьника начинают дифференцироваться и постепенно приобретают познавательного характера. В связи с этим дети становятся более внимательными при одних видах работы и отличаются невнимательность при иного рода учебных занятиях.

Так, по мнению П.И. Зинченко у младших школьников непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатления материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Хотя у младшего школьника лучше всего развито непроизвольное внимание, однако, первые годы учебы – главный период формирования и произвольной составляющей внимания. Преимущество у детей младшего школьного возраста непроизвольного внимания над произвольным может быть объяснена тем, что регулирующая деятельность второй нервной системы по отношению к первой в этом возрасте еще недостаточна.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Развитие способности к личностной саморегуляции у дошкольников
Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы. Свобода человека сохраняется при любых внешних обстоятельствах и выражается в возможности выбира ...

Проблема способностей в психологии
Как сложное и многоплановое образование, способности могут изучаться различными науками: психологией, педагогикой, экономикой, эстетикой и т.д. Особенность исследования проблемы способностей конкретными науками состоит в том, что та или и ...

Искусство общения как основа коммуникативной культуры
Общение нельзя отнести к сложному и тем более слабо изученному процессу коммуникации. Все мы без особых затруднений общаемся между собой, влияем друг на друга, с детства владеем речевой деятельностью, как главным средством общения. И, тем ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта