Исследование внутрисемейных отношений осуществлялось с использованием опросника для родителей, предложенного Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицким. Опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений) включает в себя 130 вопросов и позволяет выявлять различные отклонения в отношении родителей к детям по специальным шкалам: выраженности контроля за ребенком - чрезмерность (Г+) и (Г-) его недостаточность уровню удовлетворения потребностей (чрезмерный У+ и недостаточный У-); перегрузки обязанностями, их трудности (Т+) или недостаточности (Т-); чрезмерности запретов по отношению к ребенку (3+) и их недостаточности (3-); чрезмерной строгости наказаний ребенка (С+) и явной ее нехватки (С-), а также исследовать причины этих нарушений: расширение сферы родительских чувств (РРЧ) и их неразвитость (НРЧ), предпочтение в ребенке детских качеств (ПДК), фобия утраты ребенка (ФУ), воспитательная неуверенность (ВН), сдвиг в установках по отношению к ребенку в зависимости от пола (ПМК - предпочтение мужских качеств и ПЖК - предпочтение женских качеств в ребенке), проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств - ПНК, непоследовательность в воспитании ребенка - Н, конфликтность воспитания - ВК. При обработке результатов тестирования нами использовались также суммарные значения по биполярным шкалам, Г, Т, У, 3 и С. Статистическая обработка результатов производилась с применением программного пакета SAND. Достоверность различий средних значений шкал опросника оценивали с помощью критерия Стьюдента, сравнение частот встречаемости вариантов ответов на вопросы теста осуществляли по критерию X 2. Эмпирические решающие правила, позволяющие дифференцировать исследуемые группы, строились посредством процедуры «синдромного анализа». Значимыми считались различия, достоверные при < 0,05.
В исследовании участвовали 54 семьи, было получено 87 опросников, из них 35 принадлежали отцам и 52 - матерям, 39 опросников было получено от родителей близоруких детей. В 33 семьях были получены ответы от обоих родителей, среди них 40 родителей имеют нормальное зрение и 26 - миопические нарушения, в целом по выборке 59 и 28 соответственно. Количество детей в семье варьировало от 1 до 5. Средний возраст родителей составил 38,55 ± 6,25 лет, средний возраст детей - 12,16 ± 4,13 лет.
В результате сравнительного анализа данных опроса родителей, имеющих детей с миопическими нарушениями (первая группа) и детей с нормальным зрением (вторая группа), были выявлены достоверные различия по шкалам У, Т, ВН и НРЧ. В семьях, воспитывающих детей с миопическими нарушениями зрения, по сравнению с семьями, воспитывающими здоровых по зрению детей, наблюдались более высокие показатели по шкалам У (3,34 ± 1,73 против 1,71 ± 2,31; р = 0,0005) и ВН (3,42 х 1,003 против 2,73 х 1,38; р = 0,001). Для них также оказались свойственны более низкие значения по шкалам НРЧ (1,45 ± 1,58 и 2,14 х 1,58; р = 0,004) и Т (-0,92 + 1,92 и 0,39 + 2,13; р - 0,004). Отсюда следует, что родители близоруких детей склонны переоценивать степень удовлетворения потребностей ребенка и недооценивать объем и трудность его обязанностей по сравнению с родителями офтальмологически здоровых детей. В основе этого явления могут лежать более развитые родительские чувства, сочетающиеся у первой группы с признанием ими выраженных черт воспитательной неуверенности. При этом превышение минимального диагностического числа (МДЧ) по шкале ВН (то есть выраженная воспитательная неуверенность) встречалось у 55,3% родителей первой группы против 28,5% таких случаев во второй.
Для выявления особенностей отцовского и материнского воспитания был проведен сравнительный анализ в полных семьях, воспитывающих близоруких и нормально видящих детей. Были обнаружены достоверные межгрупповые различия по шкалам Г, У, Т, РРЧ и ВН. Как явствует из таблицы, различия в оценке уровня удовлетворения потребностей (шкала У) и воспитательной неуверенности (ВН) родителями близоруких и нормально видящих детей были устойчивыми и не зависели от пола родителя, заполнявшего опросник. При этом характерной особенностью отцов, воспитывающих близоруких детей, являлась резкая (по отношению ко всем остальным группам) недооценка количества и трудности обязанностей ребенка.
Читайте также:
Факторы, влияющие на формирование привязанности
Отношения между матерью и ребенком в раннем возрасте зависят от взаимодействия сложной многокомпонентной системы факторов, каждый из которых играет большую роль в реализации врожденных программ поведения ребенка. В первые месяцы жизни мла ...
Классификация черт характера
Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям: 1) направленность индивида, система его отношений в социуме; 2) особенности волевой регуляции; 3) эмоциональные особенности; 4) интеллектуальны ...
Закономерности усвоения речи
Закономерностями усвоения родной речи называется зависимость интенсивности образования речевых навыков от развивающего потенциала языковой среды — естественной (в домашнем обучении) или искусственной, т. е. языковой среды, специально подг ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...