Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми особенностями Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость составляют основные моменты становления целостности человеческого организма. В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, различными регуляторами жизнедеятельности, разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма.[1] Из преодоления всех преград и препятствий складывается жизненный путь человека.
Жизненный путь человека – это история формирования и развитие личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменение образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на стадии онтогенеза, причем в такой степени, что настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически, ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирование личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.
Индивидом человек становиться раньше, чем личностью. Ученые говорят даже о том, что индивид «начинается» задолго до рождения, и ребенок появляется на свет с определенной историей развития. В «подтверждение» хочется привести стихотворение М.Ю. Лермонтова:
Ребенка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих.
Да будет с ним благословенье!
Всех ангелов небесных и земных!
Да будет он отца достоин,
Как мать его, прекрасен и любим;
Да будет дух его спокоен
И в правде тверд, как божий херувим.
Пускай не знает он до срока
Ни мук любви, ни славы жадных дум;
Пускай глядит он без упрека
На ложный блеск и ложный мира шум;
Пускай не ищет он причины
Чужим страстям и радостям своим,
И выйдет он из светской тины
Душою бел и сердцем невредим![2]
Здесь явно видно, что уже в определенной мере ожидает ребенка. Конечно, на развитие ребенка влияет социальная среда, в которую он попадает. Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоение средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим строем языка), предметной деятельности с её социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.
Начало развития еще как-то можно определить, сложность составляет определение зрелости человека. Возможно её стоит определять используя биологические критерии. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости. Но в отличие от животных, у которых достижение физической зрелости означает полнейшее созревание, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие движется на протяжении всей жизни, пока мы учимся в школе, институте, университетах и по жизни набираемся опыту. Трудовая зрелость к нам также приходит позже.
Интересен также факт старения и умирания. Они, (если так можно выразиться) не имеют конкретных временных ограничений, и старение не у всех проявляется одинаково и у каждого протекает по своему «графику».
Читайте также:
Особенности развития самооценки
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношен ...
Возникновение и развитие гуманистического отношения к лицам с
психофизическими нарушениями
Пришедшая на смену Средневековью эпоха Возрождения позволила человеку впервые взглянуть на себя открыто. Именно в этот период возникают, а затем все более развиваются гуманистические тенденции в отношении к лицам с психофизическими недост ...
Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьного возраста
Р. С. Немов под личностью рассматривал человека, представителя определённого общества, сознательного деятеля, занимающего в нём определённое положение, выполняющего социальные роли, наделённого природными особенностями.
По мнению Л.Ф. Об ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...