Важным аспектом подростковой жизни издавна были интимные дневники. Внутренний диалог и потребность зафиксировать события собственной жизни тесно связаны с развитием самосознания и ощущением некоего коммуникативного дефицита, когда, как писал 15-летний Добролюбов, необходимо поговорить "хоть с самим собой, за недостатком другого собеседника, который бы с участием выслушал мои признания". Дневник символизировал воображаемого, в современных условиях трансформировавшегося в виртуального, друга.
Потребность в дневнике возникает у девочек значительно раньше. Девочки чаще и раньше мальчиков начинают вести дневники и делают это систематичнее, да и сами их дневники более интимны. Как правило, это описание собственных чувств и переживаний, особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе. Девичий дневник, чаще всего, средство не только внутренней, но и внешней коммуникации. Многие девочки охотно показывают свои дневники подругам, а при случае - и мальчикам.
Юношеские дневники встречаются значительно реже, они более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения, интересы и практическая деятельность автора, зато свои эмоциональные переживания мальчики описывают более скупо и сдержанно. Постоянно ведут дневники преимущественно одинокие или склонные к литературным занятиям мальчики, для которых ведение дневника служит профессиональной школой. Показывать свои дневники посторонним мальчики не любят, это знак очень высокого доверия.
С появлением Интернета коммуникативные возможности необычайно расширились. Теперь можно не только придумать себе друга, но и найти его в виртуальном пространстве. Прежние интимные дневники и журналы в значительной степени вытеснены такими формам интимно-публичного общения, как блоги и социальные сети, при этом формы онлайновой активности подростков быстро меняются.
Если в 2003 - 2006 годах количество блогов быстро росло, то к 2009 году, по данным опросов, доля блогеров среди американских подростков и молодых взрослых сократилась с 28 до 14%. Вместо этого подростки и молодежь чаще предпочитают проводить время в социальных сетях, типа Facebook и MySpace, которыми пользуются 73% всей американской молодежи, имеющей доступ в сеть (в 2006 году это делали 55% тинейджеров).
В России подростковые сетевые ресурсы меньше, а социологические опросы посвящены главным образом проблемам безопасности, что делает правдивость ответов более проблематичной. Тем не менее среди опрошенных в 2009 году 4338 старшеклассников вообще не пользуются Интернетом только 5%, для остальных его главной функцией является общение: 90% ведут онлайн-дневники, 87% общаются с друзьями через Скайп, 57% присутствуют в разных социальных сетях, типа Живого Журнала (ЖЖ).
Содержание и формы онлайнового общения чрезвычайно разнообразны. Важное место в нем занимает художественное творчество. В 2006 году 39% 12-17-летних "сетевых" американских подростков размещали в сети свои рисунки, фото, рассказы, видео и т. п., каждый четвертый включал найденный им онлайновый контент в собственное творчество. Однако главная функция Интернета - свободное общение, возможность себя показать и подружиться с кем-то интересным. Ключевое понятие здесь дружба: "MySpace is a place for friends". На компьютерном жаргоне, и не только американском, "другом" становится любой человек, который хочет общаться с тобой в сети. Это явная инфляция дружбы и интимности.
Читайте также:
Психологические особенности воспитания ребенка со зрительной недостаточностью
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. Жизненная среда включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека. От общ ...
Психологическая технология допроса
По закону допрос начинается с предложения свидетелю или потерпевшему рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван по делу. После чего допрашиваемому лицу задают вопросы.
Весь процесс допроса включает в себя к ...
Интеллектуальные способности одаренных детей
Под умственными, интеллектуальными способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. [40]
В психодиагностике об интеллектуальных с ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...