Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании

Информация » Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании

Страница 1

Многолетняя история изучения особенностей функционирования зрительной системы близоруких людей свидетельствует о том, что миопические нарушения не ограничиваются периферией зрительного анализатора и затрагивают практически все уровни зрительной системы. Для большинства исследователей совершенно очевидно, что наследственная предрасположенность выполняет роль предпосылки - важного, но недостаточного условия возникновения и развития миопии. В силу этого не прекращаются попытки выявления внешних факторов, выполняющих роль благоприятной среды, способствующей появлению близорукости. Наиболее полно и аргументировано в этом смысле обсуждается влияние сильного и длительно действующего зрительного напряжения, постоянной работы на близком расстоянии и нарушений в формировании раннего зрительного опыта. Подчеркивается также роль сенситивных периодов развития, во время которых резко усиливается чувствительность зрительной системы к неблагоприятным воздействиям среды. Обнаружены характерные изменения внутри- и межуровневых взаимосвязей зрительного анализатора, когнитивных процессов и склада личности в целом. Показано, что близорукие по сравнению со здоровыми сверстниками проявляют более выраженную интровертированность, склонность к подавлению эмоций и двигательных реакций. Для них в значительно большей степени характерны чувство вины, готовность к принятию ответственности, желание быть оцененными по достоинству и связанные с этим выраженные тенденции к мелочности, избыточной тщательности, скрупулезности, «книжности и академизму» интересов. Имеются данные, что лица с миопией отличаются существенно более высоким уровнем скрытой тревоги, значительно сниженными моторной активностью и вариабельностью внешних проявлений тревожности. М.В. Rosanes полагает, что близорукие люди более толерантны к внутренней тревоге, склонны к чрезмерному самоконтролю, избеганию напряженных ситуаций и реакции «бегства» в качестве типичного аттитюда. Составленный на основе проективного тестирования «обобщенный психологический портрет» обладателей миопических нарушений характеризовался сочетанием выраженных черт возбудимости, тревожности, чувства вины, затруднений коммуникации. Подобная совокупность характерологических особенностей находит подтверждение в весьма низкой самооценке миопических пациентов, характеризовавших себя как «неуверенных в себе», «стеснительных», «малопривлекательных», «негармоничных» и «слабых».

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что многие авторы склонны рассматривать эти свойства личности близоруких как следствия нарушений зрения и связанных с ними сложностей социальной адаптации. Альтернативное мнение наиболее четко высказано М.В. Rosanes, полагающей, что миопия может быть вариантом или аспектом реакции личности определенного типа на стресс. Очевидно, что решение вопроса о взаимосвязи внешних и внутренних аспектов такого реагирования тесно связано с более глубоким пониманием роли микросоциальных, и в первую очередь семейных, факторов, способных связать в единую систему процессы сенсорного, когнитивного и личностного развития. Можно предполагать существование особого рода семейных взаимоотношений, с одной стороны, способствующих развитию отмеченных выше индивидуальных особенностей личности и, с другой стороны - создающих условия для возникновения и фиксации миопической установки зрения. В связи с этим основной целью данной работы являлось изучение различий в представлениях о семейных взаимоотношениях родителей, воспитывающих детей с приобретенной близорукостью, и родителей, имеющих офтальмологически здоровых детей. Важность решения этой задачи связана с возможностью прогнозирования и оценки степени «микросоциального» риска возникновения детской близорукости.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Задачи воспитания культуры поведения и отношений
Одной из первоочередных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения и отношений. "Программа воспитания и обучения в детском саду" [ 6 ] нацеливает взрослых на воспитание дружеских взаимоотн ...

Разрешение конфликтной ситуации с учетом ее целей
Катализатор любой конфликтной ситуации - это стремление противостоящих сторон к достижению определенных общественно или лично значимых целей. Цели сторон - движущая сила конфликтной ситуации. В оправдание цели конфликта с позиции каждой и ...

Развитие способности к личностной саморегуляции у дошкольников
Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы. Свобода человека сохраняется при любых внешних обстоятельствах и выражается в возможности выбира ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта