Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение , т.е. обобщённая самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Высокое самоуважение - не синоним зазнайства или некритичности. Оно означает, что человек не считает себя хуже или ниже других, что он положительно относиться к себе. Низкое самоуважение, наоборот, означает постоянную неудовлетворённость, презрение к себе, неверие в собственные силы.
Уровень самоуважения, свойственный данной личности, в отличие от частных самооценок, является относительно устойчивым, хотя длительные удачи или неудачи могут, соответственно, повышать или понижать его. На формирование самоуважения влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве - отношение родителей, положение среди сверстников и другие. В юности, в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных качеств, представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать завышенные, нереалистические притязания, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе и т.д. Эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых (да и сверстников), вызывает многочисленные конфликты и разочарования. Только путём многочисленных проб и ошибок молодой человек постигает (обычно уже позже, за пределами школы) меру своих реальных возможностей.
Но как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Оно делает представление человека о самом себе противоречивым и неустойчивым. Юноши и девушки с пониженным самоуважением часто испытывают трудности в общении и стремятся закрыться от окружающих, выставив вперёд какое-то ложное лицо, маску. Необходимость играть роль усиливает внутреннюю напряжённость. Такие люди особенно болезненно реагируют на критику, смех, порицание, на то, что думают о них окружающие. Чем ниже самоуважение человека, тем больше вероятность, что он страдает от одиночества. Пониженное самоуважение делает весьма невысоким уровень социальных притязаний личности, побуждает её уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы. А это, в свою очередь, подкрепляет их заниженную самооценку.
Пониженное самоуважение отнюдь не то же самое, что застенчивость. Если учитель заметил у кого-то из своих учеников признаки пониженного самоуважения, нужно обязательно постараться создать ситуацию, в которых юноша получал бы ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности, чтобы блокировать этот опасный для личности процесс. Перспективный путь здесь – включение в активную общественную деятельность в комсомольской организации, особенно шефская работа с пионерами, которая создаёт возможности для старшеклассника осознать свою «нужность» младшим товарищам.
Теперь обратимся к психологам непосредственно занимающимся проблемами психологии, и в частности проблемами юношеской психологии и роли оценки и самооценки, самопознания в самовоспитании старших школьников. Вот что пишет Н.Ф.Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности выражаются прежде всего в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений. Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос об представлении о себе в этом возрасте.
Читайте также:
Развитие советской психотехники
Одним из направлений прикладной психологии, переживавшим в 20-30-е годы в СССР бурное развитие, была психотехника. Авторитет и влияние ее в этот период были столь велики, что есть все основания определить ее не как обычную научно-прикладн ...
Механизмы формирования нравственных качеств младших школьников
Механизмы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Механизмы формирования нр ...
Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления
у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Исследованию детского мышления посвящены многочисленные работы представителей отечественных и зарубежных психологических школ. В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...