Не следует, однако, переоценивать эти моменты. Трудности юношеского возраста - это трудности роста, которые успешно преодоливаются, не говоря уже о том, что их испытывают не все и не обязательно так болезненно. В целом это очень счастливый возраст. Реальная опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя существует лишь у юношей с чертами невротизма или у тех, кто предрасположен к этому в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты). Хороший учитель может эффективно помочь таким ребятам, незаметно включая их в наиболее приемлемые и благоприятные для них формы общения с другими. Однако всякий нажим или грубое вмешательство принесет только дополнительную травму. У большинства же юношей и девушек, воспитывающихся в нравственно здоровой атмосфере, в условиях дружного комсомольского коллектива, психологическое обособление и саморефлексия не только не мешают общению, но способствуют его углублению и росту его избирательности.
Самоанализ не следует смешивать с бесцельным самосозерцанием. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская саморефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?»), а с другой стороны, осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе - необходимый признак развитой личности и предпосылка целенаправленного самовоспитания. Читая юношеский дневник Н. А. Добролюбова или сравнивая повесть Л. Н. Толстого «Юность» с его же дневниками, можно посочувствовать внутреннему драматизму авторов, постоянно неудовлетворенных собой, не справляющихся с поставленными перед собой чрезмерными, пусть иногда наивными задачами. Но нельзя не видеть, что глубина этого самоанализа отражает сложность личности, а высокие требования к себе – одно из условий будущих достижений.
Глубина и интенсивность юношеской саморефлексии зависят от многих социальных (социальное происхождение и среда, уровень образования), индивидуально-типологических (степень интро-экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками, характер чтения) факторов, соотношение которых еще недостаточно изучено. Если одни юноши тянуться к уединению, то другие, наоборот, панически бояться его, не могут даже короткое время оставаться в одиночестве, так что возникает подозрение, что общение служит им ( разумеется , бессознательно) средством убежать от собственных проблем, которые они , по недостатку рефлексивности, не в состоянии осмыслить. Основная же масса находиться где-то посередине. Воспитатель должен знать и учитывать эти различия.
Читайте также:
Гендерный аспект ролевого поведения
Еще в начале ХХ века В.В. Розанов писал: «Не ясно ли, что душа есть только функция пола, что пол есть ноумен души, как своего феномена. Точнее, пол – невидимый, бесцветный, неосязаемый – есть сотворяющий душу и тело с его формами». Прошед ...
Проблема способностей в психологии
Как сложное и многоплановое образование, способности могут изучаться различными науками: психологией, педагогикой, экономикой, эстетикой и т.д. Особенность исследования проблемы способностей конкретными науками состоит в том, что та или и ...
Национально-психологические особенности характера
Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде - социальный тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то, что определяет общий стиль жизнедеяте ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...