Роль самооценки в самовоспитании старшеклассников

Информация » Роль самооценки в самовоспитании старшеклассников

Страница 2

К биологическим факторам относятся: начало полового созревания, а также связанные с ним бурное развитие и перестройка всех органов, тканей и систем организма. Неправильно объяснить поведение детей в этом возрасте только началом полового созревания. Агрессивность по отношению к старшим, негативизм и т.д. появляются не из–за самого по себе полового созревания, а через посредство социальных условий существования подростка: его статуса в коллективе сверстников, взаимоотношений со взрослыми и т.д. . Преобразуя последние, можно воздействовать на поведение подростка.

Резкое увеличение отрицательных поступков детей при переходе в подростковый возраст – непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость и др. – делает этот возраст трудным для учителей. В ходе изучения этой темы важно понять, что за каждой внешней реакцией учащегося стоит своя психологическая причина, которую легко упустить, если ограничиваться только моральной оценкой поступков. Те действия подростков, которые на первый взгляд оцениваются как «некультурные», «глупые», «вредные», «необъяснимые», на самом деле имеют прежде всего психологическое объяснение, вытекающее из особенностей данного этапа становления личности.

Главная трудность здесь заключается в обретении хорошо знакомой для зрелого человека и как раз отсутствующей у подростка внутренней уверенности в своей личности, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно, в одних случаях отстаивая свою правоту вопреки сопротивлению окружающих, в других случаях спокойно, без глупого упрямства принимая их требования.

Самосознание – сложная психологическая структура, включающая в себя, во-первых, сознание своей тождественности (его первые зачатки появляются у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом ), во-вторых, сознание собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически. Но формируются они не одновременно. Зачатки сознания тождественности появляются уже в младенческом возрасте, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяют всю систему.

Уже подросток, с присущей ему жаждой самоутверждения, проявляет громадный интерес к собственному «я» и его свойствам. В частности, он совершенно по-новому начинает воспринимать свой физический облик, свое тело. Этот повышенный интерес часто сохраняется и в ранней юности. Придирчиво изучая свою меняющуюся внешность, юноши и девушки часто испытывают сильное беспокойство по этому поводу. Очень многие хотели бы изменить свой облик. Особенно важны для них такие качества, от которых зависит престиж и популярность у сверстников. Многих юношей и девушек тревожат маленький рост, полнота, прыщи на лице и т.д. Особенно тяжелые переживания выпадают на долю поздно созревающих мальчиков; задержка появления вторичных половых признаков не только понижает их престиж у сверстников, но рождает чувство личной неполноценности. Эти переживания, как правило, держаться в тайне. Образ собственного тела - гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Незнание всех нюансов и вариантов нормального развития оборачивается для многих настоящей «трагедией нормы».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Понимание стиля жизни
Возможно, в этой связи было бы полезно продемонстрировать то, как мы определяем нормальный стиль жизни, и что это дает нам для понимания ошибок и некоторых особенностей. Но прежде стоит упомянуть, что в подобного рода исследованиях мы не ...

Теория одиночества
Существующие модели одиночества часто носят эпизодический, несистемный характер. В дидактических целях их можно классифицировать на 8 основных групп: психологические, феноменологические, экзистенционально-гуманистические, социологические, ...

Распознание стиля жизни
Если мы сравним сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепилась на вершине горы, мы увидим, что они растут по-разному. Это деревья одного и того же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева - это его индивидуальность ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта