Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения

Информация » Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения

Страница 6

Матери здоровых детей по результатам методики «Рисунок семьи» характеризуются преобладанием показателей удовлетворенности семейными отношениями, отсутствием признаков тревоги в рисунке, более позитивным восприятием образа своей семьи. Рисунки детей в этой группе матерей отличаются гораздо более позитивным, радостным восприятием ребенка. Вообще рисунки этой группы матерей в целом по качеству выше, чем рисунки матерей детей-инвалидов, и на них отражено больше положительных эмоций. Для данной группы характерны чувствительность, потребность в привязанности и защите, а также эмоциональная лабильность. Выраженность данных показателей в группе матерей здоровых детей не так высока, как в экспериментальных группах, в этой группе отмечается преобладание нормативно выраженных личностных черт. Умеренное количество акцентуированных черт и низкие показатели по уровню психопатизации и эмоциональной напряженности дают в совокупности достаточно высокие показатели социально-психологической устойчивости. Опросник Р. Кеттелла показал, что наиболее выраженными характеристиками в группе матерей здоровых детей являются: замкнутость, что отражает выраженность показателей интроверсии в данной группе, высокий интеллект, мечтательность, а также гибкость, самостоятельность.

Результаты исследования наиболее общих особенностей родительского отношения по методике PARY показали, что во всех включенных в исследование группах матерей детей с ДЦП, в отличие от матерей здоровых детей, преобладают показатели гиперопеки как наиболее частого типа воспитания. Это согласуется с данными, полученными рядом исследователей, занимавшихся проблемами детско-родительских отношений в семьях с детьми с ДЦП. Исходя из результатов, полученных на материале проективного рисунка «Мой ребенок», можно заключить, что материнское отношение в группах матерей, принявших участие в исследовании, характеризуется дисгармоничностью: на бессознательном уровне матери эмоционально отвергают ребенка, однако на сознательном, поведенческом уровне отвергающее родительское отношение проявляется в чрезмерной опеке. Все это создает негативную ситуацию неадекватной зависимости ребенка, формирующей у него чувство беспомощности, вины, раздражения. Такая модель материнского отношения является достаточно распространенной в семьях детей с отклонениями в развитии.

Сопоставляя результаты исследования личностных особенностей в группах матерей с различной степенью тяжести дефекта у детей, можно увидеть, что тяжесть дефекта в сочетании с внешне выраженной патологией оказывает влияние на степень позитивности восприятия матерями семейной ситуации в целом. Повышение неудовлетворенности семейной ситуацией при отсутствии в семье других здоровых детей согласуется с приведенными выше данными о том, что рождение больного ребенка нарушает основные функции семьи, лишает мать возможности реализации себя в материнстве. Сопоставление действительности с идеальной моделью семьи и ролью в ней матери выливается в субъективное ощущение личной неадекватности, формирование негативного мироощущения.

По данным проведенного исследования, матери детей с детским церебральным параличом характеризуются высокой степенью эмоциональной тревожности, склонностью к астенодепрессивным, ипохондрическим реакциям, заострению тревожно-сенситивных черт личности, высокой эмоциональной неустойчивостью. В целом для этих матерей характерны высокая степень невротизации, тенденция к патохарактерологическому развитию личности, снижение нервно-психической устойчивости и уровня социально-психологической адаптации. Эти проявления характерны для состояния родительского стресса, возникающего в связи с рождением больного ребенка. Наиболее высокая степень выраженности выявленных патогенных личностных характеристик в ходе исследования была отмечена у матерей детей с тяжелой степенью дефекта, что подтверждает гипотезу исследования о связи степени выраженности дефекта у ребенка со степенью эмоционально-личностных нарушений у матери. Это подтверждается исследованиями других авторов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Особенности интеллектуального развития
Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлся вопрос: «Это мальчик или девочка?» Современные женщины, осведомленные о возможности рождения ребенка с недостатками в развитии, часто спрашивают: «Все в порядке?» Не все, но мн ...

Феноменологические признаки и структурные особенности одаренных детей
В психологической литературе можно встретить несколько определений понятия «одаренность»: 1. качественное своеобразие сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представля ...

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм. Межгрупповая враждебность. Фрейд в своих работах впервые описал данный механи ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта