Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения

Информация » Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения

Страница 5

Анализ личностных особенностей матерей данной группы показал по методике ИТО: неуравновешенность и неустойчивость эмоционально-личностных реакций, склонность к перепадам настроения; высокую чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, конформность, склонность как к астенодепрессивным, так и к истерическим реакциям на стресс. Матери этой группы также характеризуются низким уровнем социально-психологической адаптации, увеличением количества акцентуированных личностных черт, высоким уровнем эмоциональной напряженности и общей невротизации. Поданным методики Р. Кеттелла, наиболее выраженными характеристиками этой группы являются: озабоченность, замкнутость, робость, подозрительность, склонность к чувству вины, тревожность и депрессивность, импульсивность.

У матерей второй группы, дети которых имеют среднюю степень выраженности дефекта, по результатам методики «Рисунок семьи» признаки неудовлетворенности семейной ситуацией встречаются примерно в половине случаев, и в целом образ семьи более устойчив и позитивен. По рисунку «Мой ребенок» выявляются схожие показатели с результатами первой группы, характеризующиеся преобладанием негативного восприятия образа больного ребенка, признаками нарушения эмоционального контакта, проявлением защитных механизмов при изображении пораженных частей тела, повышенным уровнем эмоциональной напряженности. Однако в целом эти признаки несколько менее выражены, чем в первой группе.

Матери детей со средней степенью выраженности нарушений чувствительны и ранимы, характеризуются ригидностью, конформностью, повышенной тревожностью, что вместе составляет гипотимный склад личности, склонность к астенодепрессивным и ипохондрическим реакциям. При этом их личностные реакции более устойчивы и имеют тенденцию к застреванию. В целом уровень социально-психологической адаптации у этой группы матерей выше, чем в предыдущей группе, уровень эмоциональной напряженности более низкий. Методика Р. Кеттелла показала, что наиболее выраженными характеристиками этой группы являются: общительность, доброжелательность, избыточно выраженная нормативность поведения, совестливость и высокий самоконтроль, тревожность.

Матери детей с более легкой степенью выраженности нарушений по результа-J там методики «Рисунок семьи» также характеризуются неудовлетворенностью t семейной ситуацией в половине случаев, образ семьи отличается позитивностью. По рисунку «Мой ребенок» отмечаются более позитивное восприятие ребенка, менее выраженная эмоциональная напряженность рисунка. Изображение преимущественно реалистичное, без акцентирования на дефекте и искажения изображения, что в целом свидетельствует о большей степени принятия дефекта ребенка, чем в предыдущих группах. Хотя надо отметить, что рисунки мам этой группы преимущественно эмоционально невыразительны, что является признаком недостаточного эмоционального контакта между мамами и детьми.

Для группы матерей детей с легкой степенью выраженности нарушений характерны, наряду с коммуникативностью, высокая конформность, базирующаяся на неуверенности в себе и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения, зависимость как стиль взаимодействия с микросоциумом. В ней отмечаются значительная склонность к гипостеническому типу реагирования и ипохондрическим реакциям, тенденции к истерическим проявлениям. Здесь, как и в первой группе, наблюдается неустойчивость эмоционально-личностных реакций, склонность к перепадам настроения. Уровень социально-психологической адаптации достаточно низок. В этой группе отмечается высокий уровень невротизации, высокая степень эмоциональной напряженности и самые высокие показатели по степени психопатизации. По результатам методики Р. Кеттелла, наиболее выраженными характеристиками этой группы являются: осторожность, сдержанность, пессимистичность в восприятии действительности, а также склонность к соблюдению норм и правил поведения, консерватизм, ригидность, привязанность к группе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Интеллектуальные способности одаренных детей
Под умственными, интеллектуальными способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. [40] В психодиагностике об интеллектуальных с ...

Восприятие, его виды и свойства
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым с ...

Методы защиты от стресса
Стрессом можно и нужно управлять, но что делаем делает мычеловек? Испытав стресс, большинство людей бегут к холодильнику, мы начинаем, есть, хотя совершенно не голодны, поддаваясь инстинкту, который мы они сохранили с младенческих лет, ко ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта