Анализ личностных особенностей матерей данной группы показал по методике ИТО: неуравновешенность и неустойчивость эмоционально-личностных реакций, склонность к перепадам настроения; высокую чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, конформность, склонность как к астенодепрессивным, так и к истерическим реакциям на стресс. Матери этой группы также характеризуются низким уровнем социально-психологической адаптации, увеличением количества акцентуированных личностных черт, высоким уровнем эмоциональной напряженности и общей невротизации. Поданным методики Р. Кеттелла, наиболее выраженными характеристиками этой группы являются: озабоченность, замкнутость, робость, подозрительность, склонность к чувству вины, тревожность и депрессивность, импульсивность.
У матерей второй группы, дети которых имеют среднюю степень выраженности дефекта, по результатам методики «Рисунок семьи» признаки неудовлетворенности семейной ситуацией встречаются примерно в половине случаев, и в целом образ семьи более устойчив и позитивен. По рисунку «Мой ребенок» выявляются схожие показатели с результатами первой группы, характеризующиеся преобладанием негативного восприятия образа больного ребенка, признаками нарушения эмоционального контакта, проявлением защитных механизмов при изображении пораженных частей тела, повышенным уровнем эмоциональной напряженности. Однако в целом эти признаки несколько менее выражены, чем в первой группе.
Матери детей со средней степенью выраженности нарушений чувствительны и ранимы, характеризуются ригидностью, конформностью, повышенной тревожностью, что вместе составляет гипотимный склад личности, склонность к астенодепрессивным и ипохондрическим реакциям. При этом их личностные реакции более устойчивы и имеют тенденцию к застреванию. В целом уровень социально-психологической адаптации у этой группы матерей выше, чем в предыдущей группе, уровень эмоциональной напряженности более низкий. Методика Р. Кеттелла показала, что наиболее выраженными характеристиками этой группы являются: общительность, доброжелательность, избыточно выраженная нормативность поведения, совестливость и высокий самоконтроль, тревожность.
Матери детей с более легкой степенью выраженности нарушений по результа-J там методики «Рисунок семьи» также характеризуются неудовлетворенностью t семейной ситуацией в половине случаев, образ семьи отличается позитивностью. По рисунку «Мой ребенок» отмечаются более позитивное восприятие ребенка, менее выраженная эмоциональная напряженность рисунка. Изображение преимущественно реалистичное, без акцентирования на дефекте и искажения изображения, что в целом свидетельствует о большей степени принятия дефекта ребенка, чем в предыдущих группах. Хотя надо отметить, что рисунки мам этой группы преимущественно эмоционально невыразительны, что является признаком недостаточного эмоционального контакта между мамами и детьми.
Для группы матерей детей с легкой степенью выраженности нарушений характерны, наряду с коммуникативностью, высокая конформность, базирующаяся на неуверенности в себе и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения, зависимость как стиль взаимодействия с микросоциумом. В ней отмечаются значительная склонность к гипостеническому типу реагирования и ипохондрическим реакциям, тенденции к истерическим проявлениям. Здесь, как и в первой группе, наблюдается неустойчивость эмоционально-личностных реакций, склонность к перепадам настроения. Уровень социально-психологической адаптации достаточно низок. В этой группе отмечается высокий уровень невротизации, высокая степень эмоциональной напряженности и самые высокие показатели по степени психопатизации. По результатам методики Р. Кеттелла, наиболее выраженными характеристиками этой группы являются: осторожность, сдержанность, пессимистичность в восприятии действительности, а также склонность к соблюдению норм и правил поведения, консерватизм, ригидность, привязанность к группе.
Читайте также:
Отечественная психологическая наука во второй половине XIX века
Середина века. В середине XIX века, в период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формирова ...
Участие семьи в воспитании, лечении и абилитации детей с умственной
отсталостью
Семья умственно отсталого ребенка должна сознательно участвовать в его лечении. Невозможно достигнуть значительного успеха в лечебном и коррекционном педагогическом процессе, абилитации больного, помочь ему реализовать потенциальные возмо ...
Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в
чрезвычайных ситуациях
Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий ассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...