Целью нашего исследования является изучение личностных особенностей и родительской позиции матерей по отношению к детям с детским церебральным параличом с учетом степени тяжести дефекта у детей.
В исследовании приняли участие 24 матери детей, пользующихся услугами Центра социальной помощи семье и детям «Зеленоград», а также состоящие в семейном клубе для детей-инвалидов, расположенных в г. Зеленограде.
Для исследования отбирались матери, воспитывающие детей с различной степенью выраженности и осложненности дефекта. В зависимости от состояния детей, матери были разделены на три группы.
Первая группа — матери детей с тяжелыми двигательными нарушениями в сочетании с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями, с сопутствующими соматическими пороками и заболеваниями. Эти дети требуют постоянного обслуживания, медицинского сопровождения. У них отмечаются нарушения коммуникации с внешним миром; образовательные учреждения эти дети не посещают.
Вторая группа — матери детей со средней и тяжелой степенями тяжести двигательных нарушений, в сочетании с задержкой психического развития или умственной отсталостью в степени дебильности; у части этих детей отмечаются речевые и сопутствующие соматические нарушения. Эти дети более самостоятельны, обладают навыками самообслуживания. Обучаются в специализированных либо вспомогательных школах, преимущественно в надомной форме обучения.
Третья группа — матери детей с легкой степенью выраженности двигательных нарушений и интеллектуальным развитием, близким к норме. У части детей отмечаются негрубые речевые нарушения. Эти дети передвигаются самостоятельно, устойчиво контактируют с другими детьми и взрослыми, обучаются в специализированных школах для детей с ослабленным здоровьем и инвалидов по общеобразовательной программе.
Контрольную группу составили матери здоровых детей того же возраста.
В исследовании был использован комплекс двух методик.
Методики, направленные на исследование сферы детско-родительских отношений, особенностей восприятия матерью семьи и ребенка-инвалида: Опросник PARY, проективная методика «Рисунок семьи». В качестве дополнения к этой методике был использован рисунок на тему «Мой ребенок» с целью изучения отношения и особенностей восприятия матерью больного ребенка.
Методики, направленные на исследование индивидуально-психологических личностных особенностей человека: индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчик, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением комплекса взаимодополняемых методов, обработкой результатов с помощью методов математической статистики.
Сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследования матерей детей с детским церебральным параличом разной степени тяжести, и их отличия от матерей здоровых детей, включающий проективные методики, направленные на анализ особенностей сферы семейных и детско-родительских отношений, и опросники, направленные на выявление личностных особенностей, позволил выделить следующее.
Исследование сферы семейных отношений с помощью проективной методики «Рисунок семьи» в группе матерей, имеющих детей с ДЦП с тяжелой степенью тяжести дефекта, показало, что матери этой группы не удовлетворены существующей семейной ситуацией. Они характеризуются повышенной тревожностью, негативным отношением к образу семьи (особенно если семья неполная и/или в ней есть только один ребенок — инвалид). А также негативным восприятием образа больного ребенка, характеризующимся признаками нарушения эмоционального контакта, преобладанием защитных механизмов при изображении пораженных частей тела, высоким уровнем эмоциональной напряженности, отразившихся в рисунке на тему «Мой ребенок».
Читайте также:
Общая характеристика воображения
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно — на рубеже XIX—XX вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева ...
Примирение с общепринятым пониманием эмоций
Наши представления позволяют в некоторой степени примирить периферическую теорию с общепринятым пониманием эмоций.
Общепринятое мнение о том, что страх часто возникает уже после осознания опасности той ситуации, в которой мы находимся, я ...
Профориентация сегодня, проблемы, перспективы
Что же изменилось в российской профориентации сегодня, в начале XXI века?
В конце 2003года было прекращено бюджетное финансирование центров профориентации. В 2004году было ликвидировано Министерство труда и социального развития РФ, в кот ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...