- обращение к образной памяти, использование следователем, судом наглядности, умелое сочетание узнавания с собственно воспроизведением; характерным примером такого приема является допрос свидетеля на месте происшествия, предъявление ему во время допроса необходимых фотографий, схем, оживляющих его образную память;
- использование вида памяти, который у допрашиваемого развит лучше, либо который является у него доминирующим в конкретной ситуации, например, эмоциональной памяти при восприятии убийства, двигательной памяти при установлении временных параметров исследуемого события и т.д.;
- установление опорных (ключевых) мест в запечатленном событии и смысловых (семантических) связей между ними, выявление меду разрозненными фактами ассоциаций по смежности во времени и в пространстве, по сходству, по контрасту;
- оказание помощи свидетелю и другим лицам в воспроизведении события в прямом или обратном хронологическом порядке; при допросе свидетеля следует спросить о фактах, имевших место накануне интересующего события, а также о том, что произошло потом, либо, наоборот, начав допрос с конца интересующих событий;
- проведение в необходимых случаях повторных допросов в расчете на возможную реминисценции (воспроизведение, вспоминание).
Зная высокую степень информационной нагрузки у лиц юридического труда, важно иметь представление о некоторых приемах, улучшающих запоминание:
- смысловая организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов или понятий;
- составление плана, разделяющего исходную информацию, текущие дела, вопросы, подлежащие выяснению; при запоминании сложного материала смысловая группировка материала идет по разным разделам: по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам и т.д.;
- составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события;
- сравнение сходных явлений, фактов, например, выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источниках доказательств;
- классификация, систематизация материала – неоценимую помощь данный прием может оказать юристу в изучении следственной и судебной практики, текущего законодательства и других нормативных материалов.
Внимание – это психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания, отдельных психических процессов на определенном объекте с одновременным отвлечением посторонних раздражителей.
Благодаря вниманию человек отбирает нужную ему информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своими действиями. Внимание проявляется в различных психических процессах: восприятии, мышлении, памяти, двигательных актах. Не имея своего особого содержания, внимание сопутствует всякой психической деятельности как составной элемент этих процессов. Поэтому оно не отделимо от собственно познавательных процессов.
Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За ним всегда стоят потребности, интересы, желания, установки, направленность личности.
В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико. Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного и гражданского процессов помогает более объективно оценивать их показания.
Выделяют две основные группы факторов внимания:
1. Внешние факторы, определяющие направленность внимания: интенсивность и сила раздражителя (резкий звук, яркий свет, неприятный запах особо привлекают внимание человека).
2. Субъективные факторы: соответствие раздражителей потребностям субъекта и их значимость (чувства, эмоции, интерес).
Характеристика внимания
:
- объем внимания определяется количеством изолированных элементов, одновременно воспринимаемых объектом: для взрослого это примерно 6 элементов. Если между ними есть смысловые связи, то их количество может быть больше;
- концентрированность и распределяемость внимания выражается необходимостью направленности внимания на один объект или вид деятельности, позволяет одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами. В условиях возрастающих нагрузок в работе следователя приходится постоянно держать во внимании несколько дел, и по каждому из них планировать и своевременно проводить следственные действия, укладываясь в установленные законом сроки расследования;
Читайте также:
Деньги как объект психологических исследований
Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Понятие «день ...
Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим
процессом
Чтобы глубже понять, что представляет процесс нравственного воспитания, его сущность и особенность, структуру и содержание, нужно прежде вычислить взаимосвязь этого процесса с общепедагогическим процессом, изучить функции и характер.
Сущ ...
Реализация педагогических условий развития
коммуникативной культуры будущих специалистов
Выпускник школы, как и всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который по А.К. Осницкому складывается из пяти компонентов:
1) Ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно- этические нормы и предпочтения. Этот ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...