Личность в юридической психологии

Информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Личность в юридической психологии

Страница 4

При изучении психологических аспектов преступного поведения актуально исследование личности в различных конфликтных ситуаций, в которых своеобразно проявляются ее интересы и мотивы этого поведения. Правонарушитель обнаруживает в определенном смысле заинтересованность в преступном деянии, в его действиях мы наблюдаем противоречия между социальными требованиями к личности и реальным поведением индивидуума. Для структуры интересов правонарушителей в целом характерно:

- нарушение равновесия между различными видами потребностей и интересов;

- извращенный характер некоторых потребностей;

- бедность потребностей и интересов;

- аморальность способа их удовлетворения.

Материальные интересы правонарушителей связаны с их личностными духовными проявлениями. Нравственные чувства являются одним из видов мотивации общественного поведения и деятельности человека, они регулируют поведение личности, сказываются на оценках общественных событий отдельными лицами. Они обладают свойством передаваться от одного человека к другому, накладывая отпечаток на настроение людей. В силу этого социально незрелые люди могут осознавать лишь ближайшие, непосредственные и зачастую лишь неглубокие интересы, и у них в большинстве случаев чувства определяют отношение к конкретной действительности. В этих случаях можно говорить о незрелости или инфантильности мотивационной сферы.

Познавательные процессы

– это те процессы, с помощью которых происходит отражение и познание окружающего мира. Они составляют подструктуру психических форм отражения, имеют ярко выраженный индивидуальный характер и во многом определяют личностные особенности человека. К ним относятся сенсорные (лат. сенсус - ощущение), перцептивные (лат. персепере – восприятие), мнестические (греч. мнеме – память), интеллектуальные (лат. интеллектус – разум) процессы. С помощью ощущения и восприятии человек принимает сигналы окружающего мира, отражает свойства предметов и предметы в целом, различные признаки вещей, ощущает состояние собственного организма.

Ощущение

– простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются «воротами» нашего познания. Ощущения эмоционально окрашены. Ощущения не только являются источником познания, но и выступают основным условием психического развития.

Отдельные свойства предметов и явлений, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздействия – раздражением. Нервный процесс, возникшей в результате раздражения, называется возбуждением. Органы, получая воздействие от раздражителей, превращают энергию внешнего раздражения в нервный импульс. Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий. Основной частью любого органа чувств являются окончания чувствующего нерва. Они называются рецепторами (от лат. «recipere» - принимать).

Особенности ощущений связаны с расположением рецепторов: экстерорецептивные, интерорецентивные и проприрецентивные, а также от модальности анализаторов. В «чистом» виде отдельные ощущения проявляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений.

Необходимо иметь представление о чувствительности анализаторов – минимальной силы стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызывать изменения в ощущении. Минимальная сила раздражителя, способная вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, а его максимальная сила – верхним. Дальнейшее увеличение силы раздражителя приводит к болевым ощущениям или парализует возможности анализатора. Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности анализатора к соответствующему раздражителю. Выделяют и порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различения силы (большей или меньшей) двух раздражителей. С увеличением силы раздражителя величина разностного порога также возрастает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Читайте также:

Краткий исторический очерк развития юридической психологии
Юридическая психология имеет длительный исторический путь развития научного знания, объясняющего причины преступности и намечающего научно обоснованные подходы к решению данной социальной проблемы. В развитии ЮП можно условно выделить не ...

Развитие мышления
В развитии мышления младших школьников также наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольникам. Анализ ...

Проблема развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Одной из наиболее актуальных и важных проблем специальной психологии и педагогики является проблема воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Проблема ЗПР является важной не только для дефектологии, но и для общей пед ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта