В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, - от его потребностей и мотивов, интересов и установок, т.е. системы отношений к действительности. Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, в том числе и профессионально значимого, т.е. определить, какую функцию оно выполнить в процессе деятельности, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте – с точки зрения мотивов и целей этой деятельности. Для настоящего личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в аспекте личности в целом.
Установлена также зависимость протекания отдельных психических процессов от тех потребностей и мотивов, которые побуждают человека к осуществлению этих процессов. При этом, как отмечает С.Л. Рубинштейн, эта зависимость выражается трояким образом: «Во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти и внимания…Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т.д.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, … не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности…
Тот факт, что психические процессы человека – суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на решение встающих перед ней в жизни задач».
Идея активного характера сознания внутренне согласуется с идеей «личностно подхода». Эта связь выражается в том, что сознание приобретает действенный характер в личности через сумму ее мотивов и потребностей, являющихся истоками ее активности.
Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т.е. системы потребностей и установок
, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы. Наиболее устоялось понимание потребностей как ощущения человеком недостатка чего-то, который отражается в сознании и вызывает стремление к устранению данного недостатка. При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, имеет относительный характер и его нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды. В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей как психических состояний являются:
- конкретный содержательный характер потребности, который связан с предметом или деятельностью или отношениями;
- более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием;
- эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к изысканию необходимых для этого путей;
- ослабление, иногда и полное исчезновение потребностей, а в некоторых случаях даже переход их в противоположное состояние при удовлетворении потребности;
- повторное возникновение потребности, когда необходимость, которая лежит в основе потребности, вновь дает о себе знать.
Возникшее чувство потребности направляет человека на получение соответствующих объектов. Но источником человеческой активности являются не только индивидуальные потребности личности, но и потребности группы, класса, нации.
Непосредственный источник человеческих действий, направленный на удовлетворение потребностей, - это интересы
. Взаимоотношения потребностей и интересов сложны и подвижны. Интерес и потребность отражают одни и те же явления, связи и отношения процесса общественного развития, но только в разных аспектах. Первичными в этой субординации, а точнее – сущностью первого порядка являются потребности, которые можно отнести к первопричине интереса. При этом интерес понимается как специфическое отношение к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Интересы могут быть глубокими и поверхностными, но они, как позитивные эмоциональные состояния, способны активизировать мотивационную сферу.
Читайте также:
Педагог и семья ребенка-инвалида
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и ...
Психологические особенности воспитания ребенка со зрительной недостаточностью
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. Жизненная среда включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека. От общ ...
Динамика формирования привязанности
Различают 3 основных периода формирования детско-материнской привязанности в первые годы жизни:
1) период до 3 мес., когда младенцы проявляют интерес и ищут эмоциональной близости со всеми взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми;
2) ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...