Личность в юридической психологии

Информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Личность в юридической психологии

Страница 10

- устойчивость внимания определяется продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте. Хорошо известно, что внимание подвержено периодическим колебаниям – в среднем от 2 до 12 секунд (утомление и адаптация органов чувств). В условиях занятий или предметного общения непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15-20 минут, что необходимо учитывать при ведении допроса, вовремя изменяя доминанты темы беседы;

- переключаемость внимания – важная характеристика для профессиональной юридической деятельности, позволяющая быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, оперативно перестраиваться по ходу запланированной работы; переключаемость позволяет поддерживать внимание на должном уровне за счет смены видов деятельности: чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей;

- внимательность лежит в основе профессинально значимых свойств личнсоти юриста: любознательности, наблюдательности, высокой работоспособности и творческой активности.

Мышление – это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира

. Это наиболее сложный из познавательных процессов, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Подробно мышление, его функции, структура и этапы описаны в соответствующей психологической литературе, изучите (повторите) самостоятельно.

Многие вопросы, в разрешении которых принимают участие юристы, имеют остроконфликтный характер, что может негативно сказываться на характер их мышления.

Требования к мыслительным способностям юриста:

- познавательная активность, легкость генерирования идей;

- глубина и широта мышления;

- проностичность и рефлексивность мышления;

- гибкость, подвижность мыслительных процессов;

- самостоятельность мышления.

Способы активизации мыслительной деятельности:

- стимуляция мотивов мыслительной деятельности;

- активное включение в поисковую деятельность;

- вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядочением информации;

- метод проигрывания ролей;

- отсрочка;

- метод группового стимулирования мыслительных процессов.

Эмоционально-волевая сфера

является также чрезвычайно важной, так как оказывает мощное влияние на поведение личности, способствует формированию и совершению противоправных действий, активно участвует во всех следственных и судебных процедурах, формировании феноменов «раскаивания» и «перевоспитания». Нередко эмоциональные состояния и чувства тяжело переживаются, вызывая у людей глубокие нравственные страдания. Иногда это может рождать побудительную силу, толкающую человека к агрессивным формам реагирования, насильственным действиям. Подобные эмоциональные состояния должны учитываться судом и, согласно законодательству (ст. 61 УК РФ), в некоторых случаях рассматриваться в качестве смягчающего наказание обстоятельство.

Эмоция (лат. – волную) – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему.

Эмоции отражают личностное оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, они всегда связаны с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Выходя из под контроля сознания, эмоции оказывают сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя осуществлению им своих намерений, выполнению профессиональных обязанностей, влияют на его здоровье.

Чувства

в отличие от эмоций,

являются более емкими, социально и интеллектуально насыщенными проявления психики. Они определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, и характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувстве долга, патриотизма, сострадания.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Читайте также:

Эволюция представлений о предмете социальной психологии в России
Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, Г.М. Андреева обозначает специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловле ...

Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьного возраста
Р. С. Немов под личностью рассматривал человека, представителя определённого общества, сознательного деятеля, занимающего в нём определённое положение, выполняющего социальные роли, наделённого природными особенностями. По мнению Л.Ф. Об ...

Коррекция мнестической деятельности у старших дошкольников с ОНР
Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют специалистам определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого ребенка наиболее подходящие индивидуальные ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта