в) выражение общего мнения и суждения педагога о данном ученике.
Каждая из этих сторон оценки, подчеркивает Б.Г. Ананьев, является в той или иной форме побуждением к действию или знанию, и в этом смысле обладает своеобразной стимулирующей силой в отношении умственной работы школьников. [5]
Воздействие оценки на развитие школьника, указывает Б.Г. Ананьев, может быть рассмотрено с двух сторон:
а) ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний,
б) стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживаний успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений.
Благодаря этому, оценка воздействует и на интеллектуальную и на аффективно-волевую сферы, т.е. на личность ученика в целом. Под непосредственным влиянием оценки мы имеем ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменения приемов работы, изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов). [5]
В начальной школе оценка – это единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. В начальной школе в большей степени происходит оценивание личности, а не полученных учеником знаний, умений, навыков, т.к. под влиянием оценивания у школьников создается самооценка, отношение к своим успехам или неуспехам. [46]
И. Ю. Кулагина подчеркивает, что высокие отметки для младшего школьника – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, оно единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки обеспечивают и соответствующий статус. [29]
К. К. Гуревич, Е.И. Горбачева в своих работах указывают на то, что не следует отождествлять систему отметок с критериями умственного развития. «Отметка даже у опытного учителя не всегда соответствует уровню развития мышления ученика». [20]
Л.С. Выготский условно делил детей, поступивших в школу на три группы: с высоким умственным развитием, со средним умственным развитием и низким.
Л. С. Выготский подчеркивает, что весь смысл измерения умственного развития при поступлении в школу заключается в том, что предполагается существование связи между высотой умственного развития и школьной успешностью. Это предположение основано на простых наблюдениях и статистическо-теоритических исследованиях, в которых показана высокая связь, существующая между школьной успеваемостью ребенка и его уровнем интеллектуального развития.
Л. С. Выготский подчеркивает, что ребенок, приходящий в школу с высоким уровнем интеллектуального развития, в своем большинстве имеет тенденцию его снижать. Это означает, что по абсолютным показателям (абсолютная успешность), т.е. по сравнению с другими детьми, он может быть впереди, но относительно самого себя в ходе школьного обучения снижает уровень интеллектуальный развития. Дети с низким уровнем интеллектуального развития в массе имеют тенденцию его повышать, уступая по абсолютной успешности первым. Дети со средним уровнем интеллектуального развития имеют тенденцию сохранять его.
Таким образом, дети с высоким уровнем интеллектуального развития могут быть первыми при поступлении в школу, последними по его темпу развития в ходе школьного обучения и снова первыми по успешности [15]
Т. И. Артемьева для того, чтобы рассмотреть способности в их развитии, динамике и в соотношении с реальными социальными условиями, в которых находится данный конкретный индивид, условно подразделяет способности на актуальные и потенциальные.
Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут актуализироваться при изменении условий протекания деятельности. Актуальные способности - это не только те, которые реализуются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и которые реализуются в настоящем, в условиях конкретного, специального вида деятельности.
Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. [10]
Л. С. Выготский в своих работах указывает на то, что при обучении и воспитании одаренных детей необходимы изменения некоторых приемов и правил воспитания при сохранении общих законов педагогики. [15]
Таким образом, соотнося абсолютную успешность в учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста с ранней одаренностью, учитель может допустить ошибку, не каждый случай абсолютной успешности открывает нам будущего интеллектуала и будущий талант. Развитие каждого ребенка имеет свои перспективы. При обучении одаренного ребенка необходимо ориентироваться на его потенциальные способности, создавать условия для их перехода в актуальные.
Каждый учебный предмет обладает специальными возможностями для создания творческих проблемных ситуаций, предполагающих необходимость творческого поиска или других форм создания творческого продукта.
Читайте также:
Виды внимания
Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны.
Социально-обусловленное внимание скла ...
Понятие и критерии Интернет-зависимости
В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" [32]. В некоторых психологических словарях Интерне́т-зави́симость определяют как, психическое расстройство, ...
Мероприятия, ориентированные на семью
Несмотря на поддерживающую терапию нейролептиками, примерно у 40% пациентов в первый год после выписки из стационара наблюдается рецидив психоза. Частота рецидивов повышается на втором году до 65%, если фармакотерапия не комбинируется с п ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...