Особенности психокоррекционной работы с подростками

Информация » Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению » Особенности психокоррекционной работы с подростками

Страница 1

Основная цель психокоррекционной работы - создание оптимальных условий для тренировки механизмов совладения с патогенными воздействиями в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффективные формы психологической коррекции заключаются в проведении групповой психотерапии и в работе с родителями девиантных подростков.

Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки: тренировка механизма совладения с патогенными воздействиями; увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск путей семейной реадаптации; расширение временной перспективы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными словами, цель групповой психотерапии научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития.

Важным компонентом психокоррекционной программы является работа с семей подростка. Аддиктивное поведение может поддерживаться семьей: выполнять функцию стабилизации семьи; возникать под влиянием эмансипационных тенденций подростка; компенсировать блокированные потребности; наконец, может являться средством психологической защиты у инфантильной личности. Задача психолога — выяснить значение «симптома» внутри семьи и; попытаться оптимизировать ее функционирование (Э. Г. Эйдемиллер).

Рассмотренные в данном пункте наиболее распространенные в школьной среде виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиантного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и в переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.

Учитывая большую социальную значимость девиантного поведения в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние человека, имеется огромное количество подходов к решению данной проблемы. Их можно условно разделить на две основные концепции: психолого-психотерапевтическую и медико-биологическую.

Психолого-психотерапевтическая концепция базируется на представлении о сущностной значимости личностных деформаций в возникновении, психологической коррекции табачной зависимостей.

В рамках психолого-психотерапевтической парадигмы коррекции и терапии девиантного поведения выделяется несколько аспектов. Акцент ставится, во-первых, на индивидуальном или групповом (в том числе, семейном) ракурсах; во-вторых, на способах — консультативном, коррекционном (тренинге адаптивных форм поведения) или психотерапевтическом (суггестивном; В.Д Менделевич, 2001).

Главной мишенью психологического воздействия при работе с подростками, у которых формируется аддиктивное поведение, является психологическая зависимость от курения, влечение к курению. По мнению большинства исследователей, психологическая коррекция влечения происходит комплексно, и на различных уровнях психической деятельности:

— на когнитивном уровне — преодоление анозогнозии;

— на уровне самосознания — влияние на самооценку, самоуважение;

— на эмоциональном уровне — комплексное лечение аффективных нарушений;

— на уровне поведения — изменение стиля и образа жизни и воздействие на среду пациента;

— на мотивационном уровне — создание и укрепление мотивов, альтернативных по отношению к патологическому влечению к табаку [27].

Немалое число специалистов, работающих с молодежью и так или иначе занимающихся профилактикой различных видов потенциально опасного поведения, хотели бы защитить недавних детей от разнообразных опасностей. Среди этих видов поведения такие, как потребление химических веществ, изменяющих поведение молодых людей, их взгляд на себя и на окружающий мир, участие в массовых или групповых молодежных встречах, несущих опасность жизни или здоровью.

Большинство работающих с молодежью специалистов осознает явный вред, связанный с потреблением табака. Cамым логичным кажется рассказать детям о том, какой вред может нести им табак, предупредить о грозящей опасности. Так, разумеется, делает большинство родителей. И те взрослые, которые не просто воспитывают своих собственных детей, но работают с большим количеством молодых людей, чувствуют необходимость сделать такое предупреждение всей молодежи.

И совершенно логично из этого вытекает появление школьных программ, направленных на профилактику курения. Там, где появляются какие-то средства на профилактическую деятельность, наше взрослое чувство долга заставляет нас думать о профилактике курения среди наших детей. Поскольку на территории пост-советских стран таких средств обычно взять неоткуда, иногда они вдруг появляются из совершенно неожиданного источника - из средств табачной индустрии. Например, компания Philip Morris в последние годы не раз удивляла мир подобными "гуманистическими инвестициями".

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Процессы памяти
Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с ...

Психологический портрет врача
Профессия врача предъявляет требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью ...

Диагностическое интервью
Ниже приведены особенности проведения диагностического интервью, они являются общими для всех клиентов, обратившихся к психологу. Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные, так как содержание высказываний ли ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта