Психологические особенности личности, склонной к аддиктивному поведению

Информация » Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению » Психологические особенности личности, склонной к аддиктивному поведению

Страница 3

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующий за первыми пробами этап экспериментирования с разными видами психоактивных веществ – алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно употребление как знак принадлежности к группе, для других – сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих – качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу – для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («Не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими веществами фильтр-коробки противогаза). По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый спектр. Чаще это происходит после 15 лет. Индивидуальной психологической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От такого полисубстантного аддиктивного поведения отличается моносубстантное, когда и первые пробы, и поисковое экспериментирование определяются доминирующей культурной традицией (самогон в сельских районах России, гашиш, опиаты, насвай и т.д. – в других этносоциальных средах). Решающее место в работе с аддиктивным поведением принадлежит педагогике и социальной педагогике.

3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

Социальные – нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.

Социально-психологические – высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхление поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизации и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей.

Психологические – незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояния сознания как средстве разрешения внутренних противоречий и конфликтов, конституционально акцентуированные особенности психологии.

Биологические – природа и «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания.

Следует отметить, что среди причин употребления табака наиболее часто упоминаются следующие:

· Социальная согласованность. Если курение принято в группе, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, он почувствует необходимость курить самому, чтобы показать свою принадлежность к этой группе.

· Удовольствие. Одна из главных причин, почему подростки курят – это ощущение себя взрослым, могущим позволить себе небрежно стряхивать пепел, эффектно прикуривать и т.д. Это – эффект «маски взрослого»

· Доступность. В настоящее время табачные изделия можно купить везде, тем более что правило «не продавать табачные и спиртные изделия детям до 16 лет», практически ни где не соблюдается. Продавцы ночных палаток не обращают внимания на возраст покупателя, так как важнейшим для них является выручка.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Механизмы речи
Речь - это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, предусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в процессе коммуникации - пассивные или активные, ...

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: фор ...

Этапы развития психогенетики
В истории развития генетики поведения человека можно, конечно достаточно условно, выделить четыре основных периода: 1) Зарождение генетики поведения человека. Огромную роль на этом этапе развития генетики поведения сыграли работы Ф.Гальт ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта