Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей. Несмотря на эти трудности, были получены экспериментальные данные о состоянии воображения детей с общим недоразвитием речи [13].
У детей с ОНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости воображения (понятийный словарь). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у здоровых.
По данным О.М.Дьяченко, познавательное воображение формируется к шести годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей со стертой дизартрией познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного. Индивидуальная оригинальность выполнения задания у здоровых детей — 6, 4 слова из десяти возможных. Дети с ОНР отвечали однообразно, круг их образных представлений ограничен. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась 2, 5 слова из десяти, что обнаруживает низкий уровень развития творческих способностей и бедный словарный запас [8].
С.П. Кондрашов и С.В. Дьякова отмечают, что у детей, страдающих ринолалией, в период раннего дошкольного возраста наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка [13].
Современные специалисты (С.П.Кондрашов, С.В.Дьякова, О.М. Дьяченко, В.П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР:
1) снижение мотивации в деятельности;
2) снижение познавательных интересов;
3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;
4) отсутствие целенаправленности в деятельности;
5) несформированность операционных компонентов;
6) сложность в создании воображаемой ситуации;
7) недостаточную точность предметных образов — представлений;
8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.
Выводы по Главе I:
1. Анализ психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях процесса воображения в норме:
ü воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;
ü воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;
ü деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;
ü воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.
2. Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, В.П. Глухов, В.Н. Касаткин и другие подтвердили предположение о том, что нарушение речи неминуемо ведет к различным расстройствам со стороны как произвольного, так и непроизвольного воображения.
3. Процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи несколько иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.
4. Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Однако имеет свои специфические особенности.
5. Отмечаются специфические особенности воображения у детей с ОНР:
· снижение мотивации в деятельности;
· снижение познавательных интересов;
· бедный запас общих сведений об окружающем мире;
· отсутствие целенаправленности в деятельности;
· несформированность операционных компонентов;
· сложность в создании воображаемой ситуации;
· недостаточную точность предметных образов — представлений;
· непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
· недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.
Для проведения эмпирического исследования были выбраны пять методик, которые имели своей целью изучить различные характеристики воображения. Они были отобраны с учетом особенностей слабослышащих детей, а именно - нарушение слуха и необходимость использования наглядности при выявлении особенностей психических процессов. Данные методики были выбраны с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников с ОНР. В методиках преобладает наглядность. Все методики в основном акцентированы на рисование.
Читайте также:
Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой разверн ...
Теоретические аспекты подготовки детей с ЗПР к интегрированному обучению
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жи ...
Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла
На основе модели личности Р. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF)
Опросник 16 PF впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности. ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...