В развитии интеллекта индивида существенную роль играют как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее - взаимодействие этих факторов. Генетические факторы - наследственный потенциал, получаемый индивидуумом от своих родителей. Это - исходные возможности взаимодействия индивида с окружающим миром.
В сотнях тысяч генов, расположенных в 46 хромосомах, таится огромный, еще малоизученный потенциал человеческой индивидуальности. Однако по наследству индивиду передается только "сырье" для построения сложных психорегуляционных конструкций.
Жизненные запросы индивида могут посылать соответствующие запросы отдельным генетическим образованиям. (Различные генетические локусы, как показали исследования лауреатов Нобелевской премии Р. Робертсона и Ф. Шарпа, способны к функциональным перестройкам.).
Решающее значение для развития интеллекта человека имеют система психической стимуляции, усложняющаяся система социокультурного общения. Гармонично развиваются дети, имеющие возможность общаться с конструктивно мыслящими людьми, манипулировать разнообразными предметами, осваивать все более усложненные знания и навыки из зоны ближайшего развития.
Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, владение обобщенными способами мышления, устойчивая интеллектуальная направленность личности (любознательность), рассудительность, вдумчивость и др.
Итак, характер каждого человека представляет собой богатейшую палитру красок и полутонов, неповторимое, уникальное личностное своеобразие. Но в многообразии черт характеров выделяется то, что заметно выступает на передний план в регуляции поведения индивида, - волевая сторона его психики, выражающаяся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях.
В этих случаях проявляется сила характера, которая вместе с цельностью и устойчивостью составляет основные динамические качества характера.
Ценностное же его качество определяется нравственностью и когнитивной направленностью.
Для адекватного восприятия, и оценки различных качеств индивида необходимо наблюдать его в различных жизненных ситуациях, особенно в ситуациях затруднений, психического напряжения.
Однако следует помнить и о том, что мешает адекватному восприятию человека человеком. Назовем некоторые факторы искажения социальной перцепции: непонимание психического состояния людей, их подлинных мотивов и целей, подверженность предвзятости, обобщение отдельных негативных проявлений личности, поиск подтверждения априорных оценок, неспособность увидеть положительные изменения у личности в связи с выходом ее из кризисных состояний, интерпретации случайных явлений в качестве причин поведения личности.
Читайте также:
Психологические теории развития внимания
Рассмотрим подробнее психологические теории развития внимания в концепциях известных психологов.
Н.Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и мл ...
Способы освобождения от табачной зависимости
Зависимость — это не только проблема, затруднения и болезнь. В китайском языке одним и тем же иероглифом означается и «опасность», и «возможность», соответствующие греческому слову «кризис» [15]. Наличие серьезно сформированной зависимост ...
Функции индивидных свойств в развитии человека
Прежде всего, следует подчеркнуть, что все свойства индивида входят в структуру личности. Поэтому невозможно составить психологический портрет личности, игнорируя ее индивидные характеристики.
Психофизиологические свойства индивида соста ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...