Многие поведенческие проявления людей возникают спонтанно, на подсознательном уровне, в силу их эмоциональных особенностей.
Эмоциональные особенности характера индивида - наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление.
Эмоции - это непосредственная, импульсивная реакция индивида на значимые для него воздействия. Эмоционально окрашена вся оценочная деятельность индивида - от элементарного тона ощущений до эмоционального переживания своего мировоззрения, отношения к миру и жизни. Эмоции - непроизвольные реакции индивида на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, выражающиеся в определенных нервно-психическом и гуморально-вегетативном состояниях.
Эмоции вступают в свои права в любой внезапно возникающей, жизненно значимой ситуации. Они доминируют во всех сложных конфликтных ситуациях, мобилизуя резервы психической и физической энергии.
По эмоциональным особенностям своего характера индивиды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностью. Эмоциональный настрой индивида - показатель тонуса всей его жизнедеятельности.
С нравственными и эстетическими эмоциями человека связаны его жизненные позиции, честь и совесть, способность к моральному самоконтролю, к энергетической мобилизации в значимых для данной личности направлениях, способность эстетического наслаждения прекрасным и гневного отвержения всего безобразного.
Эмоциональность индивида характеризуется содержанием, качеством и динамикой его эмоциональных процессов.
Содержательная сторона эмоциональной сферы индивида определяет его ценностные ориентации, общую психическую направленность.
Качественная сторона эмоций свидетельствует о преимущественной положительной или отрицательной модальности присущих данному индивиду эмоциональных состояний.
К динамическим эмоциональным свойствам индивида относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов, их внешнее проявление - экспрессия.
Эмоциональная сфера индивида - механизм экстренного, спонтанного уравновешивания его внутренних состояний с внезапно возникающими изменениями в окружающей среде. По эмоциональным реакциям личности (внешне выраженным или тщательно скрываемым) можно судить о тонких нюансах ее животрепещущих связей с действительностью.
По эмоциональным качествам различаются натуры импрессивные - эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность), сентиментальные (повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность), экспрессивные (повышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремительной деятельностью) и малоэмоциональные.
Интеллектуальные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности интеллекта.
По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим или практическим складом ума, различной степенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.
Интеллект индивида - устойчивая структура его умственных качеств. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Г. Симон предложили определять степень развития интеллекта у детей (коэффициент интеллектуальности) посредством специальной шкалы тестов (IQ). Согласно их взглядам, интеллект, умственное развитие индивида - способность выполнять доступные для его возраста интеллектуальные задания, успешно приспосабливаться к различным типам жизненных ситуаций.
Читайте также:
Игра с правилами
В конце концов, претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам.
Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспро ...
Коммуникативная культура как условие
совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
Для выявления сущности коммуникативной культуры как личностно-профессионального качества педагога дадим анализ используемых понятий.
Коммуникация (лат.communicatio) - акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на вза ...
Человек с отклонениями в психической деятельности и его микросоциальный мир
Изучение заболеваемости и оказание психиатрической помощи людям на протяжении их жизненного цикла показывают, что одни психические расстройства возникают преимущественно в определенные возрастные периоды, другие могут появиться в любом во ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...