В современном обществе огромной популярность пользуются книги популярной психологии и всевозможные психологические руководства в стиле «Помоги себе сам», «Познай себя», «Сотвори свою судьбу», «10 способов найти счастье» и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромной популярностью. Можно сделать вывод, что люди стремятся познать себя, но насколько новые идеи предлагают подобные руководства и можно ли им доверять?
Если обратится к проблеме понимания «Я-концепции», в неоднозначности самого термина, то становится ясно, что все теории представляют «Я» в своём ракурсе. Одни издания пишут, что для успеха необходимо пересмотреть отношение к себе, повторяя идею Р. Берна, что «Я-концепция, в сущности, определяет … то, что он (индивид) о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало».
Другие авторы говорят о необходимости «встать на место собеседника», чтобы понять его и в чём-то повторяют теорию Дж. Г. Мид, который
главным условием развития Я - концепции считал «способность индивида принимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены».
«Я-концепция» - одно из базовых понятий гуманистической психологии. Обращение к данной теме и в особенности к феноменологическому подходу обусловлено тем, что многие современные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно обратится к первоисточникам и авторитетам данного направления.
В соответствие с целью курсовой работы были определены особенности понимания «Я» в различных теориях (Зеркальное Я, обобщённый другой, Я как установка на себя). А также подробно описаны особенности феноменологического подхода в изучение «Я концепции».
В работе показаны основные теоретические аспекты: понятие «Я-концепция» и её структура в понимание У. Джемса, Р. Бернса, а также источники формирования и развития «Я концепции». Кроме того, показано неоднозначность и сложность измерения «Я-концепции», связанное с проблемой интерпретации самоотчётов, которые являются основным показателем в настоящее время.
В курсовой работе огромное место занимает описание феноменологического подхода в понимание «Я-концепции», его основных положений. Можно заметить, что призывы в популярной психологии «нужно менять не ситуацию, а отношение к ней», полностью повторяют главную идею феноменологического направления, в котором базовым понятием является – восприятие. Согласно этому подходу, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию.
В данной работе описан подход К. Роджерса как представителя гуманистической психологии, который также говорит о том, что «поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности».
В Я-концепцию также включают и такое понятие как социальная идентичность (этническая идентичность). В соответствие с задачами, подробно описана роль идентичности в формирование положительной Я-концепции, а также основные положения теории эго-психолога Э. Эриксона.
В курсовой работе нет критики популярной литературы по психологии. Данная работа показывает основные первоисточники, а также отмечает, что идеи феноменологического подхода являются наиболее востребованными у современной аудитории читателей.
Читайте также:
Классификация и виды потребностей
Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Нек ...
Коррекция стиля жизни
индивидуальная психология адлер
В данном случае нашей задачей является пробудить в человеке его чувство общности, приблизив его таким образом к требованиям жизни в обществе. Как это должно быть сделано? Большая трудность в работе с людьм ...
Страх и радость одиночества
Одиночество неизбежно, но осознание и принятие этого факта несет свободу · 12 июня 2008 г.
Одиночество — пугающая штука.Так, по крайней мере, его обычно воспринимают. Остаться совершенно одному, без друзей, без любимых, без родственников ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...