Свойства темперамента

Информация » Проявление ревности во взаимосвязи с типом темперамента у лиц, состоящих в браке » Свойства темперамента

Страница 3

7) Пластичность - ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.

8) Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.

9) Субъективизация. Функцию данного свойства Б.М. Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями [21].

Из приведённых выше характеристик свойств темперамента, предложенных Борисом Михайловичем Тепловым, следует сделать два основных вывода. Во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью.

Отличительной чертой школы Вольфа Соломоновича Мерлина является рассмотрение темперамента как особого "психодинамического" уровня в структуре индивидуальности. Под темпераментом он понимает "энергетическую" характеристику психических свойств и относит к нему только те психологические свойства, которые представляют собой определённую "динамическую систему". По мнению Мерлина, "в качестве основных психологических характеристик темперамента выступают: эмоциональная возбудимость; возбудимость внимания; сила эмоций; тревожность; реактивность непроизвольных движений (импульсивность); активность волевой, целенаправленной деятельности; пластичность-регидность" [23, с.360-366].

Известный психофизиолог Владимир Михайлович Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Эта концепция заслуживает внимания, поскольку в ней учитывались достижения современной физиологии. Русалов, исходя из теории функциональной системы Петра Кузьмича Анохина, включающей четыре блока - хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи - выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряжённости взаимодействия организма со средой), лёгкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального действия с его акцептором [21, с.559].

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменилась и вместо двух параметров - активности и чувствительности - были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены.

С точки зрения выше описанной концепции В.М. Русалова, темперамент - это психобиологическая категория в том смысле, что его свойства не являются полностью ни врождёнными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора данной концепции, представляют собой "системное обобщение" генетически заданных индивидуальных биологических свойств человека, которые "включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщённую, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств" [21, с.560].

Все выше описанные положения имеют развитие и в последующих исследованиях отечественных, а также зарубежных учёных.

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы
Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерн ...

Чувство неполноценности и чувство общности
А.Адлер считал, что психологический контекст приобретает чрезвычайную важность в случаях детей, рожденных с поврежденными органами. Так как эти дети оказываются в более сложной ситуации, чем другие, в них ярко проявляется преувеличенное ч ...

Психологические особенности воспитания школьников
Деятельность педагога весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрас ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта