Свойства темперамента

Информация » Проявление ревности во взаимосвязи с типом темперамента у лиц, состоящих в браке » Свойства темперамента

Страница 2

Таким образом, И.П. Павлов полагал, что индивидуальные особенности высшей нервной деятельности проявляются в различной скорости образования и упрочнения условных рефлексов, в различной скорости выработки внутреннего торможения, в различной трудности переделки сигнального значения условных раздражителей, в различной работоспособности корковых клеток, а также в различных поведенческих реакциях организма, его общем тонусе, работоспособности и продуктивности. При этом для каждого индивидуума характерна своя комбинация основных свойств корковой деятельности, чем и определяется особенность ВНД. Такую определённую совокупность основных свойств нервной системы Павлов назвал типом ВНД. При этом И.П. Павлов полагал, что сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов являются результатом унаследованных и приобретённых индивидуальных качеств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма и среды, проявляется в особенностях функционирования физиологических систем организма и прежде всего самой нервной системы, её высших "этажей", обеспечивающих высшую нервную деятельность [48, с.502].

Ганс Юрген Айзенк предложил концепцию базисной и факторной структуры личности, в том числе концепцию о трёх базисных свойствах личности - об экстра/ и интроверсии, о нейротизме и психотизме.

По Г. Айзенку, экстраверт - это открытый, общительный, социабильный, активный, импульсивный, оптимистичный субъект, для которого характерен слабый контроль над эмоциями и чувствами. Интроверт - это спокойный, необщительный, замкнутый, застенчивый, пассивный человек, который планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под особым контролем. Эта характеристика напоминает параметр активности в классификации В.Д. Небылицына.Г. Айзенк считает, что экстра-интроверсии лежат индивидуальные особенности взаимодействия активирующей ретикулярной формации и передних отделов новой коры [48, с.501-502].

Большой вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внёс Борис Михайлович Теплов. Его работы, посвящённые изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на эту проблему, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента.

Б.М. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:

1) Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.

2) Возбудимость внимания - это свойство темперамента обуславливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.

3) Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Б.М. Теплов видел в "энергизации деятельности" в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)

4) Тревожность. Под тревожностью Б.М. Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причём он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.

5) Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

6) Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путём преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд
Анна Фрейд - дочь Зигмунда Фрейда - продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца и с 1923 года начала собственную п ...

Функции и специфика общения
Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей ...

Отцовство как психологический феномен
Исследования, проводимые в области исследования воспитания детей в семье, уделяют огромное значение отношениям ребенка и матери, роли матери, влияние материнства на развитие личности женщины, влияние матери на развитие ребенка. Эти исслед ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта