Если зависть, как было сказано выше, в большинстве случаев считается недостатком, то ревность, имеющая объективные основания, является социально одобряемым чувством и даже поощряется обществом.
Карл Изард пишет: "…ревность пробуждает такие фундаментальные эмоции, как страх и гнев. Возможность лишиться любви и всего, что связано с ней, порождает у человека страх. Любовь, кроме всего прочего, означает чувство защищённости и безопасности. Эмоция гнева, также представленная в феномене ревности, возникает тогда, когда человек ощущает, что все его попытки сохранить позицию в отношениях с любимым человеком, вернуть его внимание, любовь, чувство безопасности, бесплодны" [10, c.421-422].
Биоэнергетик и биоэнерготерапевт И.В. Савельев ревность связывает с паранойей (от греч. - умопомешательство), трактуя как "стойкое психическое расстройство, проявляющееся в систематизированном бреде и отличающееся сложностью содержания, последовательностью доказательств и внешним правдоподобием" [41, с.163].
Интересен взгляд отечественного психолога Николая Нарицына: "…ревность - это страх потери власти. Практически каждый стремится управлять хоть какой-то малостью. Но за всё в жизни приходиться платить. Так и за ощущение господства приходиться платить страхом это господство потерять. Ревность поэтому и знакома многим людям, что все эти люди, так или иначе, стремятся кем-то распоряжаться. Кстати, физиологические реакции организма при чувстве ревности и ощущении страха - одинаковы. Ревность - сродни трусости. Это не высокое чувство, доказывающее наличие любви, а постоянная неуверенность в собственных силах и боязнь не справиться с управляемым объектом. Ревность - это чувство бессознательного отражения собственной слабости" [25, c.161].
Приведённые выше авторские точки зрения, так или иначе, отличаются. Но в одном мнения учёных сходятся - понятие ревность неотрывно от понятия любовь. Молодость часто называют возрастом любви. Для неё характерно "оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи" [17, c.364].
Любовь -
это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного человека другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделёнными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они разделяют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой [26].
Как пишет Л.М. Фридман, "любовь - это моральное отношение к человеку. Она выступает как утверждение человеческого существования данного человека для другого. Быть любимым - значит быть для другого самым главным из всех окружающих" [47, c.110].
Читайте также:
Структура игры и уровни развития
Д.Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры.
Каждой игре присущи свои игровые условия – участвующие в ней дети, игру ...
Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Длительный опыт одиночества со своей стороны может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Последствие одиночества для самооценки личности ещё больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характерист ...
Особенности психокоррекционной работы с подростками
Основная цель психокоррекционной работы - создание оптимальных условий для тренировки механизмов совладения с патогенными воздействиями в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффекти ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...