Особенности анкетирования и его виды

Информация » Метод анкетирования в практике психологических исследований » Особенности анкетирования и его виды

В отличие от личного интервью анкетирование предполагает, что с вопросами работает – читает и пишет ответы – сам респондент. Анкету он получает специальным образом проинструктированного анкетера, который может попросить заполнить анкету в его присутствии или отсутствии.

По мнению А.Г. Смирнова существуют несколько видов анкетирования в зависимости от того, в непосредственный или опосредованный контакт с респондентом вступает исследователь или его представитель. Различается раздаточная анкета и групповой опрос, а также почтовое и прессовое анкетирование. В первом случае говорится о распространении и сборе раздаточной анкеты. Поскольку реакции респондентов в процессе их работы над анкетой остаются скрытыми не только от исследователя, но и зачастую от анкетера, при подготовке анкетирования чрезвычайно важно максимум усилии приложить и анкетеру, и составителю анкеты для создания у респондентов установки на сотрудничество.

В некоторых методических источниках социологи указывают на содержательный аспект исследования и представляют анкету в виде некого нейтрального средства измерения, все сложности с которым заключаются лишь и определении се содержания. Такое отношение к анкете – одна из весьма часто встречающихся ошибок, связанных с недооценкой активности сознания респондентов. Ошибочным по тем же причинам будет и представление об анкетере, который якобы просто раздает и собирает анкеты. Поэтому для любого вида анкетирования чрезвычайно важно учитывать психологию респондента и режиссировать исследование с учетом особенностей опосредованного взаимодействия.

Н.Д. Творогова указывает на большое влияние самостоятельности работы респондента с анкетой и включение следующих компонентов в вопросник:

Ø обращения к респонденту;

Ø сообщения об организации, проводящей опрос;

Ø сообщения о целях исследования;

Ø инструкции о заполнении.

Д.М. Рамендик классифицирует виды анкет по следующим признакам. По числу респондентов:

- индивидуальное анкетирование (один респондент);

- групповое анкетирование (несколько респондентов);

- аудиторное анкетирование – методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

- массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

По полноте охвата:

- Сплошное (опрос всех представителей выборки);

- Выборочное (опрос части выборки).

По типу контактов с респондентом:

- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);

- Заочное (анкетёр отсутствует);

- рассылка анкет по почте;

- публикация анкет в прессе;

- публикация анкет в интернете.

Читайте также:

Психология педагогической коррекции детской агрессивности
Повышенная агрессивность детей и подростков одна из наиболее острых проблем современного общества. Как не странно звучит, но это закономерное явление, ибо в обществе, где ломаются привычные устои в экономике и в духовно-нравственных сфера ...

Психологическое содержание подросткового периода
Подростковый возраст - один из самых сенситивных и критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные изменения. У больш ...

Невротические расстройства у детей с церебральными параличами
Помимо деформаций личности, возникающих в процессе формирования системы отношений на фоне резидуально - органического поражения центральной нервной системы, особых условий микросоциума, наиболее частыми личностными расстройствами, отмечаю ...

Популярное

Семья и ребенок

Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...

Стресс и его последствия

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...

Меню сайта