В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о Я - концепции, как уже отмечалось, принадлежат У. Джемсу, Ч. Кули и Дж. Миду. Представление же «Я - концепции» как структуры установок индивида к самому себе принадлежит Р. Бернс. Это связано с тем, что дальнейшее развитие теории Я - концепции шло в направлении унификации терминологического аппарата для описания Я - концепции и поиска надежных эмпирических приёмов для измерения, результатом этого стало представление её как совокупности установок индивида «на себя».
Р.Бернс определяет понятие так: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом- Я или картиной- Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».
Так, например, человек может думать: «Я – умный, общительный, находчивый (образ Я), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки (образ Я), и мне это неприятно (самооценка)». Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения и другое.
Понимание Я - концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Выделяется три элемента «Я-концепции»:
1. Когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).
2. Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) – аффективная оценка представления о себе.
3. Поведенческая составляющая – это поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими (Приложение 2).
Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются:
а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
б) социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация);
в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Фактически индивид реализует два процесса самооценки:
а) сравнение «реального Я» с «идеальным Я»;
б) сравнение «реального Я» с «социальным Я».
В целом, мотивационная функция Я – концепции, регулирующая поведение человека, состоит в следующем:
1. Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я - образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать).
2. На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я - концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации.
Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности. Существует, по крайней мере, три основные модальности самоустановок:
Реальное Я
- установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.
Зеркальное (социальное) Я
- установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
Идеальное Я
- установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Большинство авторов при изучении Я - концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Об этом говорил Ч. Кули
Читайте также:
Человек с отклонениями в психической деятельности и его микросоциальный мир
Изучение заболеваемости и оказание психиатрической помощи людям на протяжении их жизненного цикла показывают, что одни психические расстройства возникают преимущественно в определенные возрастные периоды, другие могут появиться в любом во ...
Средства общения
Средствами общения являются различные знаковые системы. Прежде всего:
А) Речь, язык, относящиеся к вербальным средствам общения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информацию. Для коммуникатора смысл информации пр ...
Подготовка и проведение исследования внимания у детей старшего дошкольного
возраста
Для нашей работы было проведено специальное исследование лексического запаса дошкольников. Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений №40 и №41 г. Нижнекамска республики Татарстан с мая 2010 года по январь 2011 ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...