Stewart установил, что отцами гиперактивных детей часто бывают алкоголики, лица, отличающиеся антиобщественным поведением. В аналогичных работах Morrison, Stewart и Gantwell было показано, что среди родителей и взрослых родственников детей с ЛДМ часто проявляются алкоголизм, асоциальное поведение и истерия. Gillberg установил, что матери детей с ЛДМ очень часто (56%) сами требуют наблюдения психиатра.
Из сказанного, с одной стороны, следует, что проявления ЛДМ будут сильнее выражены у детей с недостаточным или неадекватным воспитанием С другой стороны, нужно признать, что ребенок с ЛДМ часто сам создает условия которые могут явиться причиной распада семьи.
Вместе с педагогическим воздействием на детей с ЛДМ, осуществляемым с помощью специальных педагогических средств педагогами-профессионалами, в общей реабилитации ребенка немалую роль играет семья. Дети с ЛДМ вносят в семью ряд сложностей, у родителей добавляется хлопот и становится меньше радостных минут, ребенок не оправдывает их ожиданий. Воспитание такого ребенка требует мудрого и терпеливого подхода воспитателя, зрелого во всех отношениях. Кроме того, родители, берущие на себя ответственную рань воспитателей, должны быть хорошо ознакомлены с проблематикой ЛДМ и со специфическими особенностями развития своих детей. Они как можно раньше должны понять, что будут воспитывать ребенка в сложных условиях, и сознательно подойти к этой трудной работе. Sturma обращает внимание на некоторые общеизвестные неправильные типы родительского отношения, которые при воспитании детей с ЛДМ приобретают особо выраженные формы, и последствия их для формирования детской личности весьма серьезны. К ним относятся:
• расхождения во взглядах родителей на воспитание;
• воспитание с излишней требовательностью;
• авторитарное, педантичное воспитание;
• неуравновешенность.
Здоровое семейное воспитание, основанное на истинной любви к ребенку, способствует пониманию им того, что свои личные интересы и потребности он должен согласовывать с мнением других людей. Такое воспитание может помочь ему преодолеть трудности, связанные с синдромом ЛДМ. Одним из условий успеха воспитания в семье является педагогический оптимизм, базирующийся на той истине, что с помощью комплексного терапевтического, психологического и специального педагогического воздействия, а также при правильных условиях воспитания в семье можно воздействовать на недостатки ребенка и даже совсем устранить их. Свою роль здесь играет и тот факт, что нарушения при ЛДМ имеют обратимый характер и что на каждой более высокой стадии развития их интенсивность снижается, а некоторые из них исчезают. Из педагогического оптимизма и любви к воспитываемому ребенку в дальнейшем формируется правильное отношение к нему. Оно проявляется в полном понимании недостатков ребенка, в понимании тех его особенностей, которые, например, не позволяют ему в течение длительного времени сосредоточенно работать или выполнить задание так, как требуется, терпение при работе с ним, готовность ему помочь всегда, когда это потребуется. Такая помощь со стороны родителей и других членов семьи ребенку прежде всего требуется в области эмоциональных контактов. Дети часто страдают эмоциональным напряжением, которое приносит им чувство страха, тоски, неуверенности, беспокойства, потерю веры в себя, но также и раздражительность, колебания настроения и т. д. Ребенок с помощью родителей может избавиться от повышенного эмоционального тонуса, например общими попытка ми изменить ситуацию, которая была причиной его возникновения. Это могло быть какое-то домашнее задание, ставшее проблемой, которую якобы невозможно решить только потому, что ребенок не может разделить его на отдельные части и решать постепенно. Родители должны объяснить, что задание не содержит ни чего такого, чтобы его нельзя было выполнить и т. д., и показать путь постепенного выполнения задания. За хорошо сделанную первую часть задания ребенка следует похвалить и тем самым стимулировать его на выполнение всего задания. Однако ситуации, приводящие к повышению эмоционального тонуса, часто бывают гораздо более сложными, чем в приведенном примере. Тем не менее для всех этих ситуаций действует правило, что если родители стремятся понять причины неправильного поведения ребенка, проявляют истинный интерес к проблемам, с которыми он не может справиться, то они облегчают ему решение этих проблем. Ребенка нужно внимательно выслушать каждый раз, когда он хочет вам что-то рассказать, поделиться своими впечатлениями, радостями или горестями. Семейная среда должна предоставить ему возможность и для проявления чувств (как положительных, так и отрицательных), потому что после этого у ребенка резко снижается эмоциональное напряжение.
Желание помочь ребенку во всех его неудачах подразумевает необходимость как можно лучше познать личность воспитываемого, реально оценивать его способности и возможности и требовать от него только того, что он может сделать. Если мы хорошо знаем ребенка, то мы тем лучше и легче вызовем или направим его стремление к такому виду деятельности, в котором он будет иметь успех. Это необходимо особенно для детей, которые уже теряют веру в свои возможности и уверенность в себе. При выполнении правильно избранной работы они могут вернуть веру в свои силы. Речь идет об участии в физкультурных секциях, о работе в кружках по интересам, о домашней работе. Однако нельзя забывать и о поощрениях ребенка, прежде всего хвалить за его успехи и хорошо выполненное задание, которое было ему дано.
Читайте также:
Интеллектуальные способности одаренных детей
Под умственными, интеллектуальными способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. [40]
В психодиагностике об интеллектуальных с ...
Научно-исторический портрет Павлова
Выдающийся физиолог Иван Петрович Павлов создал новое направление в физиологии, характеризуемое как «синтетическая физиология» - изучение жизненных процессов в целостном организме при его разнообразных взаимоотношениях с окружающей средой ...
Развитие восприятия в дошкольном возрасте
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером[5] и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием проду ...
Сегодня Россия весьма нездорова. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем...
Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики...