Стандарты оценки формируются не только на основе индивидуальных представлений, - в значительной мере они отражают социально-типические особенности, связанные со спецификой социально-экономической среды проживания человека в течение его жизни. Социальные нормативы стандартов уровня жизни существуют в представлениях разных социально-экономических групп населения. Эти представления играют очень важную роль, т.к. отражают реальную картину имущественной дифференциации населения, а также характеризуют социально-экономические тенденции развития общества, в частности благоприятность экономической ситуации в стране.
Осознание своей принадлежности к той или иной имущественной группе обусловлено субъективными представлениями личности о дифференцирующих признаках и учитывает величину их расхождения при определении богатых и бедных людей. Поэтому важной характеристикой экономического самосознания личности является степень биполяризованности субъективной модели экономического благосостояния человека [41].
Экономическая идентичность не совпадает по объему с так называемой «декларируемой идентичностью» – субъективно оцениваемым экономическим статусом, который чаще устанавливается эмпирически через оценку индивидом своего материального положения. Обусловлено это рядом причин:
Во-первых, экономическая идентичность предполагает осознание (оценивание, переживание и отношение) своей тождественности с конкретной социально-экономической группой собственников, определенность которой зависит от содержания экономических представлений человека и степени их дифференцированности. Это означает, что субъективный экономический статус является когнитивным компонентом экономической идентичности.
Во-вторых, совпадение понятий экономическая идентичность и субъективный экономический статус может приводить к не вполне правомерному расширительному толкованию последнего в виде экономико-психологического феномена, включающего социальные представления о себе как экономическом субъекте, переживание своей принадлежности к определенной имущественной группе и идентификацию с ней [16]. В таком понимании субъективный экономический статус личности тождествен не только понятию экономическая идентичность, но и феномену экономического Я личности, однако последнее включает в себя не только представление о своей имущественной принадлежности, но и представления индивида о собственной уникальности, т.е. личностную идентичность.
В-третьих, экономическая идентичность опирается не только на оценку человеком своего реального благосостояния, но во многом и на предпочитаемый (ожидаемый) его уровень в соответствии с экономическими притязаниями личности. Еще в 30-е гг. XX века Г. Хайман установил, что стандарты жизни, на которые равняется человек, оказываются детерминированными не столько установками тех групп, членом которых он реально является, сколько требованиями тех групп, к которым она чувствует себя принадлежащей. Именно поэтому экономическая идентичность и порождает меру удовлетворенности человека своим реальным материальным положением. Удовлетворенность материальным благосостоянием становится индикатором аффективного компонента экономической идентичности наряду с другими переживаниями личности, вызванными ее принадлежностью к определенной группе собственников. Поэтому оценка материального благосостояния и удовлетворенность им довольно часто не совпадают, но сосуществуют одновременно в сознании субъекта. Экономическая идентичность – это не только осознание своей тождественности с группой, но и ее оценка, значимость членства в ней, предполагающая наличие определенных чувств: позитивных - гордость, самоуважение, или противоположных - обида, страх, униженность, ущемленность. Модальность субъективного отношения зависит от степени удовлетворенности насущных материальных, социальных и духовных потребностей личности и ее социального статуса в обществе.
Особенностью экономической идентичности является опережающая реальную картину экономического благосостояния личности ее экономическая направленность, т.е. ориентированность на перспективу. Это связано с экономическими ожиданиями и притязаниями личности. Кроме того, включенность личных представлений о собственном идеальном благосостоянии в структуру смыслообразующих ориентации жизни человека определяет не только уровень личного материального благосостояния, но и его роль как инструментальных (средства) или терминальных (цели) ценностей жизни. Иными словами, экономическая идентичность индивида должна пониматься как результат процесса активного выбора им своего членства в определенной социальной группе.
Читайте также:
Психолого-педагогические методики
нравственного воспитания подростков
В последнее время психолого-педагогические методики стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И, педагог должен их осваивать, максимально приспосабливая к условиям реального воспитательного процесса: выбирая те ...
Понятие страха в современной детской психологии
Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождае ...
Общее понятие фобий
Фобия(от др.-греч. φόβος, fobos — «страх») — иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также иррациональные отношения неприязни, неприятия и ненависти к чему- ...